Кажется, у неё невроз

неврозы у детей

Невроз - заболевание модное, но, как показывает практика невропатологов и психологов, увы, далеко не легко поддающееся лечению. Что следует понимать под данным заболеванием и как справиться с предневрозным состоянием?

Загадочный диагноз невроз Для начала, хочется уточнить: невроз - это заболевание. Это не "расстроенные нервы", не симуляция, а болезнь, которая требует длительного и адекватного лечения. Западный мир, напитанный настроениями фрейдизма, давно признал невроз "полноценным" заболеванием, а у нас это воспринимается с легкомыслием. Нередкими являются следующие высказывания: Мать: - Сперва я испугалась, подумала, с ребенком и правда что-то такое. Я же не доктор, во всем этом не понимаю, вижу - плохо ей и все. А потом врачи поставили диагноз: "невроз". Всё от нервов - я так и сказала мужу. Прекратит неврничать и всё пройдет, но кто меня слушает? Отец: - Да, нам так врач и говорил, - невроз у ребенка и все. Больше на улице проводить времени и телевизор с глупыми фильмами не смотреть. А как лечить? Ну как лечить, понятно, взять ремень и... То есть, в этих случаях представления о том, какие они эти неврозы для детей, как о заболевании, отсутствуют начисто. Невроз - это болезнь. Детей необходимо наблюдать и вовремя диагностировать данный вид расстройства. Неврозы у детей и подростков достаточно часты в наше время. Лечить невроз обязательно так же, как лечат туберкулез или ангину или травму конечностей. Психологические тайники Невротические расстройства, в своём многообразии объединяет то, что все они связаны с психологическими причинами. Проблема происхождения, развития и определения неврозов до сих пор противоречива. Многие серьезные исследователи в области психологии вот уже почти целый век выдвигают свою концепцию либо классификацию неврозов. Такими известными исследователями были, З.Фрейд и его последователи, которые смогли разработать собственные направления психологии и психотерапии, - А.Адлер, К.Г.Юнг, К.Хорни. Сегодня в области типологии и лечения неврозов у детей работают многие замечательные исследователи и доктора, например, А.И.Захаров, Э.Г,Эйдмиллер, В.И.Гарбузов. Само определение "невроз" было введено доктором Галеном в 1776 году. Означает оно, в переводе с греческого языка - "болезнь нервов". Поскольку, какое-нибудь из богатых определений неврозов нам в любом случае понадобится, можно взять что-то и посовременнее, к примеру, определение, принадлежащее видному психиатру советской эпохи Б.Д.Карвасарскому: "Неврозы - это психогенные нервно-психические расстройства, заболевания личности, возникающие в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляющиеся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений". Виды неврозов Да, классификаций существует великое множество. Впрочем, существует три классических, основных форм неврозов, на которые следует опираться, при рассмотрении вопроса неврозов у детей, а также диагностики и лечения неврозов. Это неврастении (астенический невроз), истерический невроз и невроз навязчивых состояний. Неврастения. При данном виде расстройства, основными симптомами недуга являются жалобы на повышенную утомляемость. У ребенка при подобном виде детского невроза происходит снижение успеваемости и продуктивности в других делах, невозможность сосредотачиваться, физическая слабость и истощаемость, даже, после малейших усилий, невозможность ощутить расслабление. Часто к этому присоединяются и другие неприятные физические ощущения: головокружение, головная боль, желудочно-кишечные расстройства, потеря чувства радости к жизни, нарушения сна. Иногда данному виду невроза предшествует заболевание гриппом, гепатитом или инфекционным мононуклеозом. Чаще всего астенический невроз возникает в связи с продолжительно действующими стрессовыми ситуациями, недосыпаниями, умственным или физическим переутомлением малыша. При неврастении ребенок, как правило, робок и неуверен в себе. Стиль его приспособления к жизненной ситуации - капитуляция перед обстоятельствами. И всем своим видом малыш выражает: "Оставьте в покое - я нездоров!". Вот она, одна из форм психологической защиты. Обычно, такого ребенка щадят и жалеют. Естественно он приспособился. И мы пришли к такому понятию, как внутренний конфликт. Внутренний конфликт - это противостояние осознаваемых притязаний и неосознаваемой самооценки и установки. Иногда происходит противоречие, когда одна из позиций сознания вступает в конфликт с другой - так называемый, внутренний конфликт. Бывает и так, что происходит противостояние двух установок (допустим, установка, внушенная отцом: "Следует бороться!" и установка мамы: "Безопасность - независимо от обстоятельств!". Этот внутренний конфликт неосознаваем. В сущности своей, внутренний конфликт и является той самой основой и стержнем любого невроза. Из-за этого, человек становится словно раздвоенным и эмоционально и поведенчески нестабильным. Неврастению можно назвать "уходом в болезнь" Невроз навязчивого движения или состояния Основным признаком этого расстройства можно назвать повторяющиеся навязчивые мысли или действия. Навязчивые мысли являют собой идеи, образы а также влечения, которые в стереотипной форме снова и снова приходят на ум больному. Они почти всегда тяжелы и больной часто пробует сопротивляться им. И тем не менее они воспринимаются как личные идеи и мысли, даже если возникают спонтанно и невыносимы. Навязчивые действия или ритуалы представляют собой повторяющиеся снова и снова стереотипные поступки. Они не доставляют никакого внутреннего удовлетворения и не ведут к решению полезной задачи. Их смысл заключается в предотвращении маловероятных событий (смерть, заражение, арест и т.п.). У детей невроз навязчивых движений или состояний проявляется в совершении действий, таких как, мытье рук, хождение по определенному маршруту, пересчитывание предметов. У людей с этим расстройством обострен инстинкт самосохранения и вся их жизнь якобы, полна опасностей, от которых следует защищаться. Иногда дети "защищают" таким образом не только самих себя, но и других значимых людей (родителей, бабушку). Иногда ребенок может ходить кругами, часами высчитывать числа, прикасаться или не прикасаться к предметам, говоря лишь, что так следует делать. Дети эти, как правило тревожны, гиперсоциальны и педанты. Их внутренний конфликт - конфликт между обостренным инстинктом самосохранения и установкой "надо!". Истерический невроз у детей При данном виде невроза, внутренний конфликт у ребенка заключается в противостоянии эгоистического желания "хочу" или "не хочу" с социальными требованиями и оценками "надо", "нельзя" или "стыдно". Ребенок с истерическим неврозом часто эгоистичен. "Заболев" таким видом невроза, малыш легко добивается своего (мама останется с ним и не поведет в детский сад, школу и т.д.). Симптомы проявившегося недуга могут быть самыми разными - от недержания мочи до тяжелого паралича. Такой ребенок уверен, что он болен - тяжело и хронически, но в отличие от ребенка с неврозом навязчивых состояний он не пытается бороться со своим заболеванием. Этот невроз сложно поддается лечению и самостоятельно почти не излечивается. Следует помнить, что сам ребенок при этом не является "симулянтом". Прекратить добровольно паралич, прекратить рвоту и угомонить истерику он не сможет. Это болезнь. И следует её лечить. Группа риска Невроз, как всякое другое тяжелое заболевание, редко начинает свое развитие на пустом месте. Так же как и прочим серьезным расстройствам, ему предшевствуют менее серьезные нарушения. Так называемые предвестники: - малыш становится мнительным, робким и неуверенным в себе; - отсутствие доверия к окружающим; - зависимость от других людей и перекладывание на них ответственности (несмотря на недоверие); - тревожность, перестраховка, внушаемость в повышенном виде; - малоактивен, опаслив и пробует избегать игр со сверстниками, если же идет на контакт, то обидчив; - ждет насмешек, замирает в напряжении; - переживает неудачи крайне тяжело, страдает. Если позволять ребенку самостоятельно продолжать жить в том же духе, это равносильно открыть неврозу двери. При этом, если преобладает педантизм, обострение инстинктов самосохранения и тревожности - ребенок может получить невроз навязчивых состояний. Если ребенок легко пасует перед трудностями, робок и радуется возможности поболеть - то это "наследник" неврастении. А если малыш - эгоистичен не в меру, с замашками инфантильными и капризен - возможно заболевание истерическим неврозом. Что делать? Неврозы у детей не редкость. При наличии у ребенка подозрений на предневрозный характер родителям следует обращаться к психологу или психоневрологу с тем, чтобы провести коррекцию этого нарушения. Ведь легче предотвратить, чем лечить подобное состояние. А лечить стоит, несмотря на то, что лечение длительное. И проводить его должен специалист в тесном контакте с семьей ребенка. Общей схемы для лечения неврозов нет и скорее всего не будет. Проходит ли невроз сам по себе? Иногда, в некоторых случаях, но лечение предпочтительнее, так как один вид невроза как бы торит дорожку второму виду. Как правило на первом этапе преодоления неврозов врачи-невропатологи часто выписывают ребенку успокаивающие препараты, возможны антидепрессанты а иногда и снотворные. Но препараты не являются панацеей от данного недуга. Основным методом лечения невроза была и остается психотерапия. Очень эффективна семейная психотерапия, позволяющая убрать основную причину проблем - неправильные методы воспитания родителей. Коррекция поведения взрослых. Задача психотерапии - сделать ребенку адекватную самооценку и вернуть ребенку чувство уверенности в своих силах.
Читать дальше:
Раздел статей:
Интересная новость? Поделись ей!
Статью находят по запросам: неврозы у детей , лечение неврозов у детей , навязчивый невроз у детей , неврозы у детей и подростков , невроз навязчивых движений у детей , невроз у детей симптомы , причины неврозов у детей , психотерапия неврозов у детей , истерический невроз у детей