Три года – так ли уж страшно?

Как вы уже могли заметить по себе, человек - существо сложное, склонное к размышлениям, которые часто приводят к различного рода кризисам. Существует некая классификация их по возрастам. Возрастные кризисы происходят, как по мне, слишком часто и с довольно раннего возраста. Начиная с первого года жизни, когда ребенок определяет свое отношение к окружающему миру и заканчивая кризисом усталости от жизни.

Но хотелось бы подробнее остановиться на таком нежном трёхлетнем возрасте, когда у этих милых «ангелочков», «пупсиков», «лапусиков» и «крошек» происходит первое осознания себя как отдельной личности, когда впервые пробуется на вкус понятие «нет». Когда вдруг проявляется упрямство, строптивость, негативизм, повышенное капризничество и даже деспотизм по отношению к родителям. Такой период принято называть кризисом трех лет. В это время ребенок из милого спокойного существа превращается в маленького ревнивого деспотичного бунтаря. Возникает вполне логичный вопрос – почему такое происходит и против чего, собственно, ребенок собирается бунтовать? На этот вопрос интересно отвечает психолог Выготский Л.С. в своей книге «Кризис трех лет. Вопросы детской психологии».

Это, считает автор, протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Эти симптомы указывают на возросшую активность и самостоятельность ребенка, они вращаются вокруг оси «Я» и окружающих его людей - изменяются отношения ребенка к окружающим его людям и к собственной личности. Происходит скачок в направлении социального отделения от близких взрослых.

Хочется сразу утешить любящих мам и попробовать донести до них мысль, что кризис трех лет – это не отклонение от нормы, а только одна из множества ступенек развития ребенка, смело шагнув на которую, он изменится, приобретет новый опыт, поменяет свое отношение к окружающей действительности и родителям лишь затем, чтобы построить новые взаимоотношения с миром и развиваться дальше.

Нельзя не упомянуть и знаменитейшее «Я сам!». Иногда кажется, что ребенок просто издевается над вами, когда не дает застегнуть на нем курточку или завязать шнурки – а ведь вы опаздываете в детский садик! Но попробуйте увидеть в таком поступке проявление самостоятельности. Помните, что за всеми этими некомфортными для вас характеристиками необходимо видеть попытку ребенка выделить свое «Я». И чем быстрее вы согласитесь подкорректировать ваши отношения с ребенком, тем легче и незаметней минует это сложное время.

«Я сам» часто воюет против не менее известного родительского «нельзя». Взрослый просто обязан объяснить трехлетке – а почему, собственно, нельзя? И не смотреть на него в прямом смысле свысока, а лучшего всего, присесть, глядя малышу в глаза, становясь почти одного роста с ним, почти на равных и понятными словами убедить – почему это не разрешается. Ребенок поймет. И за очень короткое время согласится, что не все, к сожалению, позволительно.

Объявляя «нельзя», родителям придется быть едиными. Это трудно. В особенности, учитывая разность взглядов на воспитание мамы и папы. Может быть, не надо так уж прямо всегда «воспитывать»? Есть же просто жизнь, в которой тоже многого нельзя. И ситуацию следует воспринимать как житейскую.

Главное в единении родителей против желания ребенка, хотя они и видят в этом только каприз, а ребенок простое желание, - не стать для него силой, объединившейся «против». Ребенок не должен почувствовать себя одиноким против целого мира. А целый мир, огромный и непонятный, для него это, прежде всего, родные и близкие.

Несколько уловок в помощь родителям:

  • не стоит отчаиваться, когда ребенок вдруг перестает слушаться и капризничает особенно часто. Он хочет того же что и взрослые: чтобы его понимали, и чтобы с ним считались. Но вот умение четко и ясно выражать свои желания, чувства придет к малышу только через несколько лет.
  • если ребенок слишком упрямится, не стоит его уговаривать и, тем более, применять силу. Попробуйте отвлечь его, укажите ему на умывающуюся кошку или на вездесущих голубей. Если ребенок слишком увлечен упрямством и это не сработало, можно просто некоторое время не обращать на ребенка внимания с надеждой, что скоро ему надоест, и он прекратит вредничать.
  • при проявлении строптивости стоит набраться терпения и дать максимальную возможность ребенку быть самостоятельным. Пусть сам помучается с замком на куртке или со шнурками на ботинках. Пусть сам выберет, какую кофточку надеть, и какую сказку послушать перед сном. Пусть он видит, что вы считаетесь с его мнением и уважаете его выбор.

Несколько советов в помощь ребенку:

  • пусть взрослые поймут, что конфликтов по различным поводам в данном возрасте не избежать. Пусть не требуют от малыша всегда и во всем беспрекословного подчинения старшим, если не хотят вырастить безвольного, нерешительного, зависимого от мнения окружающих человека.
  • пусть взрослые поощряют и хвалят ребенка за его правильное поведение, а в случае неудачи постараются объяснить малышу его ошибку - вполне возможно, что это будет лучшим выходом из ситуации. Пусть переключат внимание малыша на что-то другое и тем самым снимут ощущение стресса– предложат ему что-нибудь сделать вместе.
  • в этот период у ребенка начинают чаще проявляться яркие эмоции: обида, злоба, огорчение. Не следует говорить малышу, что это плохо и неправильно – он такой же, как вы, и испытывает те же эмоции. Для «разрядки» годятся активные игры с мячом или обычные догоняжки. В игре он не только освободится он негативных эмоций, но и поймет, что вы его любите в любой ситуации, каким бы он ни был, и что бы ни случилось.

И помните: терпение родителей не должно потворствовать вседозволенности малыша, а поддержка близких не становиться восхищением любыми поступками любимого дитяти.

Удачи вам и будьте уверены, что вы все делаете правильно, а ребенок растет самостоятельным, уверенным в себе и целеустремленным человеком.

Читать дальше:
Раздел статей: 
Интересная новость? Поделись ей!