Готовимся к школе - визит к врачам

Для того, чтобы малыш ощущал себя комфортно в школе за год-два до определения в школу надо обязательно показать его не только участковому педиатру, но и врачам узких специальностей. Осмотр будущего ученика перед поступлением в школу врачами-специалистами сможет выявить различные, на первый взгляд скрытые отклонения в состоянии здоровья.

Особое внимание следует обратить на состояние носоглотки. И если будет выявлена какая-то патология, есть время и для тщательного лечения.

Начальные формы отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата могут быть выявлены врачом-ортопедом. Их исправлением занимаются кабинеты лечебной физкультуры. Очень положительное действие окажут танцы и плавание.

Если при проверке слуха окажется, что он понижен, нужно до начала учебного года пролечить уши. При неполном восстановлении слуха следует предупредить об этом учителя, чтобы ребенку было оказано соответствующее внимание.

Очень важно проверить зрение. Если окажется, что ребенку нужны очки, приобрести их необходимо заранее, чтобы он до начала учебы успел к ним привыкнуть.

Необходимо посетить зубного врача. Больные зубы - серьезный очаг инфекции, и если они есть, надо их пролечить.

Органы речи и дыхания

У деток пяти - семи лет слизистые оболочки верхних дыхательных путей и голосовые связки весьма нежные и легкоранимые, обильно снабжены кровеносными сосудами. Поэтому в этом возрасте, так же как и в младшем дошкольном, дети часто страдают от насморка, воспаления гортани, бронхов, легких. Евстахиева (слуховая) труба, связывающая полость носа и глотки, остается короткой и широкой, вследствие чего инфекция из носа, больных зубов легко проникает в глотку и даже в полость среднего уха, вызывая отит.

Большую роль в профилактике заболеваний органов дыхания и речи играет правильное дыхание - через нос. При носовом дыхании воздух, прежде чем попасть в гортань, бронхи и легкие, проходит через узкие, извилистые носовые пути, где очищается от пыли, микробов и вредных примесей, согревается и увлажняется. Этого не происходит при дыхании через рот. Кроме того, при дыхании через рот нарушается естественный ритм дыхания (вдох в два раза короче выдоха), его глубина, что может привести к головным болям, утомляемости и даже задержке умственного развития. Если ребенок постоянно дышит через рот, его необходимо показать врачу для выяснения причин неправильного дыхания и последующего лечения.

Для предохранения органов дыхания от заболеваний необходимо научить детей избегать резких колебаний температур воздуха и пищи (после горячего не пить холодное, не кричать на улице, не стоять на сквозняке, не находиться в сырых, холодных, пыльных помещениях и др.). Чтобы не перенапрягались голосовые связки, нужно научить детей разговаривать спокойным голосом, не кричать, петь без напряжения. Дети шестого года жизни вполне способны запомнить и выполнять эти правила.

Для укрепления мышц гортани и голосовых связок рекомендуется предложить детям простые и доступные упражнения: пускать мыльные пузыри, выдыхать воздух через соломинку в стакан с водой, сдувать фантики со стола - «кто дальше?», можно использовать губную гармошку. Если у ребенка проблемы с бронхами или легкими, рекомендуется игра на блок-флейте. Великолепным упражнением является смех. А потому, уважаемые родители, возьмите за правило ежедневно читать детям юмористические рассказы, кстати, это не только смешно, но и очень полезно!

Великолепный эффект дает пение. Во время пения не только укрепляются мышцы гортани и голосовые связки, но и развивается фонематический слух, который играет немаловажную роль для правильного произнесения звуков, особенно при изучении иностранного языка, - ребенок говорит то, что слышит. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок был успешен в изучении иностранного языка, запишите его в хоровую студию. Занимаясь в хоре, будущий школьник не только научится петь, но и приобретет навыки общения со сверстниками, что очень пригодится в школе. Если обратиться к истории, можно заметить, что все певцы долго живут и сохраняют бодрость духа и твердость ума до глубокой старости.

Сердечно-сосудистая система

У детей пяти - семи лет сердце и сосуды растут пропорционально росту скелета и мышц и при обычных условиях легко справляются с нагрузками. Во время болезни, стресса работа сердца нарушается, ему трудно справляться со своей функцией, и может возникнуть сбой в работе сердечно-сосудистой системы. Чтобы этого не произошло, сердце необходимо тренировать. Это легко сделать, тренируя скелетные мышцы посредством активных движений: мышца, выполняя работу, нуждается в большем количестве питательных веществ и кислорода, сердце работает более интенсивно для усиления циркуляции крови, сердечная мышца развивается, тренируется. Великолепно подходят для этого любые циклические движения: бег, быстрая ходьба, плавание, катание на велосипеде. Но нельзя переутомлять сердце, поэтому нагрузка должна строго дозироваться. Размер нагрузки определяется состоянием организма.

В период роста сердце менее устойчиво к влиянию вредных факторов, и в первую очередь - инфекций. Осложнения на сердце могут возникнуть после перенесенного гриппа, вирусной инфекции, но наибольшую опасность представляет стафилококк. Этот возбудитель вызывает ангину и скарлатину, а при неблагоприятном течении болезни легко проникает в кровь, разносится по организму, оседая в суставах и сердце; стафилококк поражает соединительную ткань суставов и клапанный аппарат сердца. В результате грозное не детское заболевание - ревматизм (недаром в народе говорят, что ревматизм «лижет суставы и кусает сердце").

Очень важно беречь сердце ребенка после болезни, потому что температура ослабляет сердечную мышцу. Вообще щадящий режим физических нагрузок нужно соблюдать после любой болезни.

Какой можно сделать вывод? Если ребенок волнуется, не надо его успокаивать, усаживать на стул, а необходимо предложить какую-нибудь физическую работу: добежать до дерева и посмотреть на его листья, нарвать газет для папье-маше, сбегать к почтовому ящику за почтой, просто попрыгать.

Говоря о здоровье сердца и сосудов, нельзя не остановиться на диете. Для оптимальной работы сердечной системы необходимы витамины, особенно А, С, группы В, и белки. Жиры в большом количестве оказывают на сердце и сосуды губительное действие, так как излишки жирных кислот откладываются на стенках сосудов, замедляя кровоток.

Лучшим средством оздоровления сосудов являются закаливающие процедуры - контрастные воздушные и водные, а также растирания.

Слух

Для того чтобы сохранить слух ребенка, необходимо оберегать уши от переохлаждения, лечить даже несильный насморк, так как инфекция может легко проникнуть из носоглотки в полость среднего уха и вызвать отит (воспаление среднего уха). Следует оберегать слуховой аппарат от сильного или длительного раздражителя. Особую опасность для детей представляют наушники: очень сильная вибрация барабанной перепонки приводит к ее растяжению, потере эластичности и в дальнейшем к снижению слуха. Кроме того, в наушниках ребенок не ориентируется в звуках окружающего мира, может не услышать шум подъезжающей машины или другие звуки, сигнализирующие об опасности. Еще следует помнить о том, что при шуме производительность физического труда падает на 30 процентов, а умственного - на 60 процентов!

Для развития слухового анализатора можно предложить детям послушать шум за окном и представить действия, сопровождающие эти шумы: идет дождь, дети бегают по сухим листьям, работает газонокосилка и т. д. Нельзя забывать и о пользе звуков природы. Сейчас продается огромное количество записей с шумом морского прибоя, звуками леса, голосами птиц и др.

Очень полезны и интересны детям следующие игры: «Часовой» - предложить ребенку закрыть глаза и угадать, кто прошел мимо (мама, бабушка, сестренка и т. д.); «Угадай по звуку» - за ширмой производить различные действия, а ребенок угадывает, как получаются эти звуки, или придумывает свои ассоциации (например, можно штриховать карандашом, мять кальку или фольгу, переливать воду, пересыпать крупу; если мять фольгу, звук напоминает жарение яичницы, если надавить на мешочек с крахмалом, похоже, что кто-то идет по хрустящему снегу). Такие игры не только тренируют слуховой анализатор, но и развивают фантазию. Главное - начать, а продолжение игры придет само.

При любых жалобах на боль в ушах нужно обязательно показать ребенка врачу, а с профилактической целью каждый год показывайте ребенка отоларингологу.

Зрение

Чтобы избежать напряжения зрения, следует строго следить за освещенностью рабочего места ребенка: свет должен падать слева и сзади (у левшей - справа), чтобы рука не загораживала работу; очень серьезно относиться к выбору книг для детей, особенно если ребенок уже сам читает. Текст книги должен быть крупным, четким, бумага простой, а не мелованной, так как на такой бумаге текст отсвечивает, что ухудшает восприятие и способствует нарушению зрения.

Если ребенок учится читать, лучше писать текст в альбоме крупными буквами, если обучается музыке, то первые ноты тоже необходимо переписывать от руки в специальный альбом. Это, конечно, отнимет часть вашего времени, но зато сохранит зрение вашему ребенку. Не чтение портит зрение, а мелкий и нечеткий шрифт!

Нужно учить детей и учиться самим сохранять глаза в мягком, расслабленном и подвижном состоянии.

Для профилактики нарушений зрения чисто зрительная работа не должна превышать 15 минут, расстояние от рабочей поверхности до глаза должно равняться расстоянию от локтя до кончиков пальцев. Следить за посадкой детей должны взрослые - у детей слишком слаб самоконтроль.

Особая статья в профилактике нарушений зрения - телевизор и компьютер. Просмотр телевизора и работу на компьютере необходимо прерывать через 15-20 минут (рекламные паузы), соблюдать расстояние от глаз до экрана (не менее двойной диагонали экрана монитора и не менее 1 метра от экрана телевизора).

Великолепным упражнением для глаз является моргание. При моргании слезная жидкость равномерно распространяется по поверхности глазного яблока, а слеза не только увлажняет роговицу, но и дезинфицирует глаз, защищая его от микробов и разных нечистот, находящихся в воздухе. Моргание дает мгновенные периоды отдыха нервам сетчатки, которые находятся в постоянной работе, и посредством этого стимулирует их, поскольку отдых укрепляет нервы. Моргание способствует расслаблению напряженных мышц, помогая глазам лучше сфокусироваться и улучшая их соосность (профилактика косоглазия).

На возникновение близорукости определенным образом также влияет общее состояние здоровья ребенка, режим, питание, образ жизни (малая двигательная активность ребенка, редкое пребывание на свежем воздухе). При организации режима после зрительной нагрузки нужно обязательно предусмотреть расслабляющие упражнения, например, посмотреть на кроны деревьев за окном, на облака, найти линию горизонта. В рационе ребенка должны присутствовать морковь, черника, земляника, яйца, сливочное масло, печень, морская рыба, абрикосы, то есть продукты, содержащие витамины группы А и В. Глаз, как любой другой орган, нуждается в свежем воздухе и питании, при гиподинамии же нарушается циркуляция крови, а в связи с этим и питание глаза. При кислородном голодании глаза быстрее утомляются, слабеют, устают и недостаточно блестят. Очень опасно для детей нахождение в прокуренном помещении, так как табачный дым разъедает нежную слизистую глаз.

Детям, склонным к близорукости, следует ограничивать зрительные нагрузки, больше уделять внимания их физическому развитию, закаливанию, прогулкам и играм на свежем воздухе. Распознать близорукость довольно легко. Ребенок близко подносит предметы к глазам, быстро утомляется, становится рассеянным, прищуривается, начинает горбиться. Кроме того, у ребенка могут появиться жалобы на боль в глазах, на головные боли, на то, что предметы перед глазами расплываются, двоятся. При появлении одного или нескольких симптомов консультация у офтальмолога обязательна!

Такие нарушения зрения, как дальнозоркость и косоглазие, развиваются чаще всего в раннем детстве, а к семи годам при грамотном лечении, как правило, исчезают.

Опорно-двигательный аппарат

Осанка - привычная поза при стоянии, сидении, ходьбе. Правильная осанка формируется в процессе роста организма в тесной связи с развитием движений. Осанка придает телу красоту и стройность, обеспечивает нормальную работу всего организма в целом. Неправильная осанка оказывает неблагоприятное влияние на работу внутренних органов: затрудняет работу желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, легких; уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, в результате может быть плохой аппетит, вялость, головные боли, быстрая утомляемость.

Признаки правильной осанки:

- умеренные изгибы позвоночника;

- лопатки параллельны и симметричны;

- плечи развернуты,

- ноги прямые с нормальными сводами стоп.

Виды неправильной осанки:

1. Сутулость - слабо развиты мышцы спины, плечи сведены кпереди, грудная клетка уплощена, голова и шея наклонены вперед, живот выпячен. Провоцируют сутулость: плохое зрение, неудобная одежда, неправильно подобранная мебель.

2. Сколиоз - искривление позвоночника в боковой проекции (приобретенный) или смещение одного из позвонков относительно центральной оси (врожденный). Сопровождается асимметричным положением лопаток, плеч, костей таза. Приобретается сколиоз при ношении тяжестей в одной руке, при неправильной посадке, неудобной позе во время сна.

3. Плоскостопие - уплощение стопы. Возникает при ослаблении мышц и связок, поддерживающих свод стопы. При нормальной форме стопы нога опирается на наружный край, а внутренний свод служит рессорой, обеспечивает упругость походки, хорошее кровообращение. Плоскостопие может быть врожденным, но чаще приобретается в течение жизни:

- в результате рахита;

- при слабом физическом развитии;

- при тучности;

- при раннем хождении;

- при ношении мягкой обуви без каблука;

- при травмах мышц, связок.

Нарушения осанки чаще наступают у детей с плохо развитой мускулатурой.

Для того чтобы избежать нежелательных изменений со стороны костно-мышечного аппарата, необходимо помнить, что залогом правильной осанки является хорошее физическое развитие. «Требовать от детей старческой чинности и неподвижности все равно что придерживать маятник рукой и ожидать, чтобы часы нормально ходили» - эти слова Ш. А. Амонашвили очень точно отражают значение двигательной активности для детского организма. Родителям нужно помнить, что только в движении развивается мышечная система, укрепляются кости, формируется правильная осанка. Мышечная работа связана с нервной системой, способствует ее развитию. Недаром движения доставляют детям столько радости.

Профилактика нарушений осанки:

1. Жесткая постель.

2. Подбор мебели по росту.

3. Удобная одежда.

4. Достаточное пребывание на свежем воздухе.

5. Ходьба босиком по песку, траве, гальке.

6. Обувь по размеру, на эластичной подошве, на небольшом каблуке, с фиксированной пяткой.

7. Полноценное питание.

Нарушения осанки у детей пяти - семи лет встречаются редко, за исключением врожденных патологий, но слабые мышцы, неграмотная организация деятельности детей провоцируют нарушения осанки в будущем. Появившиеся в детстве незначительные нарушения могут привести к образованию стойких деформаций костной системы.

В последние годы наблюдается тенденция к понижению двигательной активности детей дошкольного возраста. Они длительное время проводят у телевизора или за компьютером, предпочитают активным занятиям рисование, лепку. Снижение двигательной активности нарушает процессы нормального развития, ведет к изменению обмена веществ. Все виды движения - одна из важнейших потребностей детского организма, которую родители часто стремятся исключить. Двигательная активность тонизирует центральную нервную систему детей, во время движения происходит активизация нервных клеток всех областей коры головного мозга, повышается обмен веществ, усиливается выделение гипофизом гормона роста.

Активная мышечная работа снижает нервное напряжение, ослабляет влияние отрицательных эмоций. Недостаточная же мышечная активность замедляет психическое развитие ребенка. Не зря 2,5 тысячи лет назад в древней Элладе было высечено на скале изречение: «Хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай».

После пяти лет ребенок способен к систематическим занятиям не только физкультурой, но и спортом (коньки, лыжи и др.) Для сохранения правильной осанки и укрепления мышечного корсета особенно эффективны плавание и танцы. Дети легко переносят и значительные физические нагрузки в ходьбе, беге, играх и др. Нельзя забывать и об утренней гимнастике - самом эффективном способе разогнать ночную дрему и вялость, подготовить организм к дневному бодрствованию. А надо-то для этого всего 10 минут!

Даже если ребенок нездоров, разумно выполнять с ним облегченную утреннюю гимнастику, уменьшив число упражнений, частоту их повторения, исключив наиболее сложные упражнения на время болезни.

Чтобы малыш сам потянулся к физкультуре, ему должно быть интересно. Для этого рекомендуется вносить в игры элементы соревнования, борьбу за «призовые места». Можно использовать любимые детьми игровые упражнения. Дошкольники любят повиснуть на двери, дереве, охотно кружатся на вытянутых руках, качаются на качелях, стремятся побалансировать на поребрике, узкой дощечке, попрыгать через скакалку, залезть на дерево. Эти моменты нельзя оставлять без внимания. Желательно оборудовать и домашний стадион. В дверном проеме можно прикрепить перекладину, а на нее подвешивать гимнастические кольца, боксерскую грушу и другие снаряды. В качестве снарядов следует использовать и обычную мебель. Например, множество упражнений можно проделать с помощью обыкновенного стула. Два стула могут послужить для ребенка параллельными брусьями, а если на их сиденья положить палку, то дети смогут подтягиваться лежа.

В шесть-семь лет дети легко осваивают такие увлекательные игры, как бадминтон и теннис. Эти игры развивают силу мышц рук и ног, глазомер, координацию движений, важно только освоить правильную позу, умение легко передвигаться по игровой площадке, правильно держать ракетку, жонглировать воланчиком или мячиком.

Нельзя не остановиться и на таких распространенных снарядах, как скакалка и мяч, которые великолепно развивают силу мышц, координацию движений, доступны и легки в освоении. С этими предметами легко организовать и игры-соревнования.

Ребенка нужно научить перекладывать и перебрасывать мяч из одной руки в другую, подбрасывать его на разную высоту, ловить мяч сначала двумя, а затем одной рукой. Усложняя это упражнение, можно предложить ловить мяч после выполнения дополнительных движений (хлопка, поворота, приседания). Игры с маленьким мячом укрепляют кисть и пальцы, особенно эффективно упражняют в противопоставлении большого пальца остальным, что очень важно для подготовки кисти к письму. К семи годам кисть окостеневает, что свидетельствует о возможности систематического обучения в школе. Кроме этого, для подготовки руки к письму можно порекомендовать плетение из шнурков, тесьмы, выкладывание мозаики, штриховку, рисование по трафаретам, лепку, обрывание бумаги по контуру и т. д.

Дети очень любят походы с родителями за город, в лес, даже в соседний сквер. Необязательно ехать или идти далеко. Прогулка может начинаться рядом с домом, но каждый раз надо идти к чему-то новому, чтобы детям было интересно и поход запомнился им.

Ребенок шести-семи лет может пройти за день 8-10 километров. Важно только следить за тем, чтобы он не переутомился. Признаками переутомления являются вялость, общее недомогание, головная боль, побледнение кожных покровов. Во избежание переутомления через каждые полчаса следует делать остановки, чтобы ребенок мог попрыгать, побегать, порезвиться.

В походе детей следует приучать ходить правильно - размашистым пружинистым шагом со свободными движениями рук. Если на пути встретится неглубокая канава, можно разрешить перепрыгнуть через нее, а если упавшее дерево - не только перепрыгнуть, но и пройтись по нему. Полезно вырабатывать у детей навыки метания, для чего можно организовать бросание шишек, палочек, камешков в цель. Эти действия развивают глазомер, ловкость, сноровку. Хороши упражнения с лазанием на деревья, откосы. Они воспитывают решительность. На привале целесообразно привлекать детей к оказанию посильной помощи (набрать хворост, накрыть «стол», собрать мусор и др.). Легкие царапины и синяки, которые могут получить дети, - не беда, зато ребенок учится ловкости, отваге, начинает чувствовать уверенность в своих силах. Родителям не помешает на всякий случай захватить с собой йод, бинт, пластырь и обязательно предусмотреть, чтобы на обратный путь остался запас питья, так как дети плохо переносят жажду.

При организации двигательной активности важно помнить, что нагрузка должна быть строго дозирована, так как чрезмерная нагрузка может привести к нежелательным результатам, например, перегрузке сердечно-сосудистой системы.

Девочкам-дошкольницам нельзя разрешать поднимать тяжести, прыгать с большой высоты, особенно носить маленьких детей. Такие нагрузки могут повлечь смещение органов малого таза, что в дальнейшем способствует развитию гинекологической или акушерской патологии.

Мальчикам - избегать упражнений с исходным положением «пятки вместе - носки врозь» и очень тесных плавочек или брюк, так как это приводит к сдавливанию мошонки и нарушению ее кровообращения, что в конечном итоге может спровоцировать бесплодие.

Движение - это фактор здоровья

Гиподинамия - болезнь, вызванная нарушением функций организма (нарушения опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности. У детей, страдающих гиподинамией, чаще регистрируются травмы (на 30-40 процентов), в три - пять раз выше заболеваемость острыми респираторными вирусными инфекциями. Интенсивность физического развития детей, их здоровье зависят от двигательной активности.

В скелете детей старшего дошкольного возраста сохраняется преобладание хрящевой ткани, кости легко деформируются, поэтому необходимо укреплять мышцы: сильная мышца стимулирует рост кости. Особенно важно укреплять мышцы позвоночника и грудной клетки (мышечный корсет), так как состояние позвоночного столба влияет на работу всего организма. Нарушение функций позвоночника приводит к фарингиту, туберкулезу, ларингиту, воспалению почек, мочевого пузыря и других органов. Эту зависимость обнаружил еще Гиппократ в V веке до нашей эры.

Залог правильной осанки - хорошее физическое развитие; только в движении развивается мышечная система, укрепляются кости, формируется правильная осанка.

Следует помнить, что физическая нагрузка должна строго дозироваться, так как избыток двигательной активности легко приводит к развитию патологий как скелета, так и всего организма. Прежде чем записать ребенка в секцию, необходимо посоветоваться с врачом. Для здоровья наиболее полезны такие виды спорта, как плавание, коньки, танцы.

Влияние двигательной активности на интеллектуальное развитие детей пяти - семи лет. «Недостатки воспитания бывают весьма различны. Так, например, раннее и чрезмерное напряжение умственных способностей препятствует надлежащему физическому развитию организма и составляет начало душевной и телесной его слабости в будущем, а следовательно, может спровоцировать заболевание. Еще вреднее действует непомерная строгость и несправедливость в обращении с детьми, беспрестанные упреки и унижение их самолюбия и вообще всех радостных проявлений их чувств. Тогда рано уже развивается у детей постоянное душевное болезненное состояние, препятствующее нормальному на них влиянию всех впечатлений внешнего мира». Эти слова были произнесены профессором кафедры психиатрии Петербургской медико-хирургической академии И. М. Балинским в 1859 году! А насколько актуальны они сейчас?

Выявлена непосредственная связь между подвижностью и интеллектом. Двигательный режим ребенка определяет его производительность и работоспособность. Движение - органическая потребность ребенка, поэтому детей нельзя наказывать неподвижностью. Движения способствуют познанию окружающего, поэтому чем меньше ребенок двигается, тем больше вероятность нервно-психических расстройств.

Двигательная активность - основа жизни. Она является генетически обусловленной биологической потребностью, необходимой для нормального развития и жизнедеятельности. Эта потребность должна быть удовлетворена, как любая другая потребность (например, в пище, воздухе, сне, воде, отдыхе).

Если у взрослых нарушения, вызванные гиподинамией, обратимые, то есть их можно ликвидировать с помощью тренировки, то у растущего организма повреждающий эффект гиподинамии не компенсируется. При недостаточной двигательной активности угнетаются биохимические процессы, и в первую очередь в клетках головного мозга. «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению» (К. М. Сеченов).

Пищеварительная система

Питание детей определяется уровнем развития пищеварительного тракта. К семи годам органы пищеварения функционируют практически как у взрослого. Остается несовершенной барьерная функция печени и высокая проницаемость слизистой желудка и кишечника для ядов, а также низкая активность бактерий толстого кишечника. Поэтому предъявляются особые требования к пищевому рациону детей старшего дошкольного возраста.

Во многих семьях за питанием детей этого возраста начинают следить менее тщательно, в результате чего могут возникнуть нарушения аппетита. Этому способствует возможность «перехватить» пирожок или бутерброд в промежутках между приемами пищи. Снижают аппетит сладкие фруктовые соки и напитки, которые дают детям вместо воды.

Для улучшения аппетита рекомендуется давать сырые овощные салаты с растительным маслом, так как они стимулируют выработку желудочного сока, улучшают перистальтику (сокращение) кишечника; вареную свеклу, малосольные огурцы, которые обладают легким желчегонным действием, что тоже возбуждает аппетит. Рекомендуется проводить стимулирующую терапию: прогулки на свежем воздухе, игры с водой, занятия физкультурой. Пища всегда будет съедена с удовольствием, если ребенок сам принимал участие в ее приготовлении. В весенне-летний сезон ребенку необходимо давать рубленую зелень (1 чайную ложку) ежедневно.

Очень полезны детям и такие незаслуженно забытые овощи, как репа, горох, бобы, тыква, редиска, и ягоды: смородина, земляника, черника, жимолость, малина, облепиха, плоды шиповника. Они содержат необходимые витамины и микроэлементы в оптимальном количестве. Единственное, нужно приучить ребенка обязательно мыть овощи и ягоды и есть их чистыми руками, чтобы избежать заражения глистами. Подобное заражение опасно тем, что у детей понижается сопротивляемость организма другим болезням, они часто простужаются и подолгу болеют; попадая в кровь, яды глистов могут вызвать аллергические реакции или поразить нервную систему (ребенок становится вялым или гиперактивным, легковозбудимым, иногда страдает интеллект).

Важно не только то, что ребенок ест, но и как он ест, обстановка во время еды. Недаром у любого народа так много пословиц и поговорок о еде: «Хлеб на стол - и стол престол, хлеб со стола - и стол доска», «Кто долго жует, тот долго живет» и др. Очень важен эмоциональный комфорт во время приема пищи, а вспомните, как часто воспитание ребенка происходит во время обеда или ужина.

Правила здорового питания за столом:

1. За столом исключить все воспитательные и соревновательные моменты!

2. Научить ребенка тщательно жевать. Во время жевания пища измельчается, а это снижает нагрузку на желудок: при жевании вырабатывается слюна, которая расщепляет углеводы. Даже сок или молоко нужно предлагать детям за столом и не торопить их.

3. Поить ребенка за 20 минут до еды, чтобы обеспечить организм водой, которая входит в состав слюны и желудочного сока.

4. Стремиться к тому, чтобы в рационе ребенка преобладала натуральная пища, выращенная в том районе, где живет ребенок Избегать консервантов, красителей, стабилизаторов.

5. Избегать переедания, повышенной калорийности пищи.

Почему ребенок плохо ест:

1. Недостаток ферментов в организме.

2. Невкусно (пища пресная, безвкусная, однообразная).

3. Вследствие заболеваний желудочно-кишечного тракта.

4. Отрицательные условные рефлексы (психологический комплекс):

- воспитывают за столом;

- заставляют есть силой;

- угнетают, подавляют;

- страхи (боязнь нового, неизведанного).

Что влияет на формирование здорового аппетита:

1. Стимулирующая терапия (прогулки, игры с водой, подвижные игры).

2. Эстетика оформления приема пищи (вкусовой анализатор связан со зрительным - вспомните, как меняются вкусовые ощущения в темноте).

3. На вкусовые ощущения влияет музыка, изменяя их как в положительную, так и в отрицательную сторону.

4. На аппетит влияет состояние кожи: во время холода, жары, при тесной одежде и обуви, при заболеваниях кожи аппетит снижается.

5. Увеличивает аппетит использование естественных стимуляторов: зелени, малосольных огурцов, свеклы, кислого питья, способствующих образованию желудочного сока.

Для нормального развития нельзя заставлять ребенка есть пищу, которая кажется ему невкусной, так как организм обладает верным инстинктом относительно того, что ему вредно. Ребенку нужно помогать развивать вкус к простой и здоровой пище, питательной и аппетитной, но свободной от бесполезных добавок. Если ребенок не может съесть всю порцию, лучше положить на тарелку меньше еды, чтобы ребенок съел все, - возможно, он даже попросит добавки. Большая порция пугает ребенка.

Нельзя использовать еду как средство принуждения или наказания. Это может вызвать стойкое отвращение к пище.

Постоянное употребление жевательной резинки вначале тонизирует, а потом истощает вкусовой анализатор, создает патологии полости рта, искажает естественную мимику.

Работа органов пищеварения идет под контролем нервной системы, поэтому любые волнения, стрессы легко вызывают изменения в работе желудочно-кишечного тракта (рвота, понос, отказ от пищи и т. д.).

На шестом году жизни начинается такой важный этап в развитии ребенка, как смена молочных зубов постоянными. Смена зубов - это физиологический сигнал о готовности ребенка к школьному обучению, один из этапов биологической зрелости организма. Постоянные зубы - это свидетельство того, что желудочно-кишечный тракт готов к работе в режиме взрослого человека.

Зубы требуют особого ухода - регулярной чистки и полоскания. И если ребенка не научили чистить зубы в более раннем возрасте, то с пяти до семи лет это сделать еще не поздно. У зубов есть друзья и враги среди продуктов. Друзья - это сырые овощи и твердые фрукты, при их жевании очищается эмаль, укрепляются десны, улучшается кровообращение зубов, правильно формируется костная основа челюстей. Враги - сладости и мучные изделия, их крошки - отличная питательная среда для микробов, разрушающих зубную эмаль. Поэтому после сладостей, десерта нужно обязательно полоскать рот. Способствует разрушению эмали употребление горячей пищи после холодной или наоборот: от разницы температуры эмаль трескается. Врагом зубов являются также орехи в твердой скорлупе, которая механически травмирует эмаль.

На седьмом году жизни активно растет поджелудочная железа, изменяется ее функциональное состояние, поэтому возможно расширение диеты детей седьмого года жизни.

Кожа

Состояние кожи во многом зависит от состояния нервной системы и от работы внутренних органов.

Функции кожи у детей старшего дошкольного возраста такие же, как у младших детей и у взрослых:

1. Защитная - кожа не только покрывает организм, но и вырабатывает лизоцим, особый фермент, который губительно действует на микробы; под действием лизоцима на чистой коже погибает до 80 процентов микробов. Роль гигиены!

2. Выделительная - в коже имеются сальные и потовые железы, выводящие из организма лишнюю воду с растворенными в ней шлаками и токсинами. Например, токсины гриппа выводятся только через потовые железы.

3. Регуляция температуры тела - сосуды, расположенные в толще кожи, сужаются под действием низких температур, кровь приливает к внутренним органам, они начинают усиленно работать, и температура тела остается постоянной, а при высокой температуре воздуха сосуды расширяются и лишнее тепло выходит из организма, при этом температура тела остается неизменной. К пяти годам терморегулирующая функция совершенствуется, а к семи становится почти как у взрослого.

4. Орган осязания - в коже расположены нервные окончания, благодаря которым мы можем обследовать предметы на ощупь, хотя к семи годам дети легко могут определить качество предмета на глаз.

5. Место образования витамина Д, который регулирует усвоение организмом фосфора и кальция, один из немногих витаминов, способных синтезироваться в организме.

Причины плохого состояния кожи и ее производных:

1. Угнетенное состояние нервной системы.

2. Плохое кровоснабжение головы (тугие воротнички, тесные футболки, рубашки).

3. Плохое питание (несбалансированный рацион).

Воздействия на кожу влияют и на состояние внутренних органов, поэтому для оздоровления организма ребенка эффективно будет применение закаливающих процедур.

Особенности нервно-психического развития

Первые шесть лет мозг растет очень активно, увеличивается количество извилин, меняется их топография, форма. К семи годам теменно-затылочные структуры мозга, отвечающие за бытовые действия, практически сформированы. Развитие лобных долей, отвечающих за интеллект, логику, эмоции, начинается на шестом году жизни. С помощью лобных долей осуществляется сопоставление действующего раздражителя (то, что происходит сейчас) со следами прошлых впечатлений (то, что уже было). Поэтому детям пяти - семи лет можно задавать вопрос «почему?» или объяснять связи и зависимости, наблюдаемые между предметами и явлениями.

Например, перед дождем влажность воздуха высокая, мошкам трудно летать высоко, поэтому птицы, питающиеся насекомыми, летают тоже низко. Вывод: если птицы летают низко, значит, будет дождь. Но требовать от детей каких-то логических формулировок, выводов еще рано. Большое внимание нужно уделять накоплению сенсорного (чувственного) опыта, то есть при описании незнакомого предмета обязательно дать ребенку обследовать этот предмет, провести с ним какие-то действия, спросить, где можно его использовать. Сенсорный опыт способствует образованию связей между теменной и лобной долями коры, что положительно сказывается на развитии мозга и формировании способности к обучению.

Роль взрослых заключается в грамотно построенной работе с детьми, которая обязательно приведет к положительным результатам; если не учитывать особенности формирования и развития мозга, то у детей возникнут трудности при обучении в школе, могут даже образоваться патологии в развитии мозга.

Для нервной системы старших дошкольников характерно:

1. Высокая пластичность всего организма, особенно высшей нервной деятельности и психики, легкая обучаемость.

2. Богатые потенциальные возможности.

3. Взаимозависимость физического и психического развития.

4. Эмоциональное состояние ребенка очень сильно влияет на его отношение к окружающему миру.

5. Тонкая дифференцировка эмоций.

6. Потребность в разнообразной двигательной активности.

7. Потребность в общении с взрослыми и сверстниками.

8. Очень высокая познавательная активность.

К пяти годам у детей речь практически чистая (речевой аппарат сформирован, речевые центры оформлены), дети свободно оперируют понятиями, идет закрепление материала.

Увеличивается объем памяти, а скорость запоминания снижается.

К семи годам мозг детей функционально сформирован и способен осуществлять сложные умственные действия: обобщения, выявления причинно-следственных связей, дифференцировки, запоминания. Речь чистая, ребенок свободно оперирует понятиями, может одновременно говорить, действовать с предметами, следить за действиями других, оценивать эти действия. Но на фоне этих возможностей остается высокой функциональная истощаемость коры головного мозга: ребенок быстро устает, особенно от однообразной и неинтересной деятельности. Сложные занятия, особенно на фоне ограничения двигательной активности, в худшем случае могут вызвать органические повреждения клеток коры (особенно если ребенок приступает к систематическим сложным занятиям с пяти-шести лет); обычно повреждение корковых клеток не наступает, а наблюдается их функциональное перенапряжение. Такие функциональные расстройства высшей нервной деятельности получили название неврозов.

Причины неврозов:

1. Очень сложные задания, с которыми нервная система не может справиться. Парадокс в том, что взрослым это задание кажется легким и простым, потому что их кора имеет значительно большие возможности.

2. Задания не сложные, но однообразные, неинтересные, скучные.

3. Эмоциональный дискомфорт: ребенок боится, что не справится с работой, что его будут ругать, а возможно, и насмехаться над его неловкостью.

4. Перенапряжение корковых клеток, которое имеет место при систематическом утомлении, в обстановке постоянных запретов и вынужденных ограничений. Нередко «пусковым» моментом в возникновении невроза является словесный раздражитель: это может быть сравнение ребенка с кем-то из его сверстников, оскорбление, унижение.

Родители должны быть очень осторожны при выборе занятий и игр для ребенка. Подбирать их следует в соответствии с интересами ребенка; если ребенок капризничает, отвлекается, то не делать замечания, не принуждать, а лучше сменить деятельность: устал слушать сказку - предложите ему проиграть какой-то сюжет сказки. Другими словами, старайтесь интеллектуальную деятельность заменить двигательной активностью.

К неврозам также приводят:

5. Ссоры взрослых в семье.

6. Неровное отношение взрослых к ребенку (например, папа разрешает, а мама - нет).

7. Третирование ребенка другими детьми и взрослыми.

8. Физическое воздействие на ребенка.

9. Обилие информации, особенно получаемой через телевидение, компьютер. Нервная система не способна обработать весь поток информации, отличить реальность от виртуальности.

10. Нарушения сна. Во время сна мозг отдыхает, идет обработка информации и кратковременная память переходит в долговременную. При нарушениях сна этого не происходит.

11. Хронические заболевания. В процессе лечения ребенок испытывает нервно-эмоциональное воздействие, физическое (токи высокой частоты, ультразвук и др.), химическое (лекарственные препараты), биологическое (вакцины, сыворотки). Воздействие этих факторов не может не сказаться на работе нервной системы. Поэтому

лечить ребенка можно только под наблюдением врача, соблюдая все рекомендации.

12. Стрессовые ситуации. Организм тратит очень много сил на борьбу со стрессом (стресс - напряжение). Если стрессы возникают часто, то нервная система истощается, что провоцирует депрессию. Чаще это проявляется в гиперактивности: дети подвержены беспокойству, неуемности, все время стремятся куда-то бежать, агрессивны.

Признаки неврозов:

1. Капризы.

2. Быстрая утомляемость, вялость.

3. Навязчивые движения (подергивания головой, плечами, причмокивание, покашливание, однообразные повторяющиеся движения руками и ногами).

4. Страх темноты, одиночества.

5. Вегетативные реакции организма:

- усиленное слюноотделение,

- частые глотательные движения;

- нервный кашель;

- нервные рвоты,

- слезы без повода;

- снижение звучности голоса.

6. Заикание (логоневроз).

7. Нервные тики (непроизвольное сокращение мышц).

8. Говорение во сне.

9. Недержание мочи (энурез).

10. Отказ от пищи (анорексия вследствие потери аппетита).

Умение распознавать начало, истоки этого состояния, предотвратить и ликвидировать его вовремя - важнейшая задача взрослых. Расстройства нервной системы легче предупредить, чем лечить.

Создание благоприятных условий для разнообразной деятельности детей играет не менее важную роль для их оздоровления, чем все проводимые лечебные процедуры.

Профилактика нервности:

1. Исключить чрезмерные нагрузки.

2. Не предъявлять завышенные требования к ребенку.

3 Здраво оценивать реальные возможности и силы ребенка.

4. Всегда найти повод похвалить ребенка.

5. Грамотно организовывать отдых (сон, прогулки, смена деятельности).

6. Адекватно относиться к болезням ребенка (не перелечивать и не запускать).

Казалось бы, мероприятия очень просты, но польза для организма огромная.

Если все-таки вы заметили у ребенка хоть один признак, характерный для невроза, необходимо лечение. Оно может заключаться не только в консультации специалиста, но и в смене обстановки, рациональном питании (витаминизация и минерализация пищи), достаточном пребывании на свежем воздухе, занятиях спортом. Иногда достаточно просто поговорить с ребенком, рассказать примеры из собственной жизни, помочь ему посмотреть на ситуацию по-другому.

Читать дальше:
Раздел статей: 
Интересная новость? Поделись ей!