Личная территория школьника

Пройдись по своей квартире, отмечая, где лежат вещи малыша и в каком количестве. Нарисуй большой прямоугольник на листе бумаги. Это твоя квартира. Отметь на нем кружочками скопление детских вещей. Теперь соединяй отмеченные точки. Та замкнутая кривая, которая у тебя вышла, будет ограничивать территорию ребенка в квартире. Какая она получилась? А не занимает ли она почти всю квартиру? Или, может, эта территория совсем мала по отношению к пространству других членов семьи? Эту квартирную топографию можно провести для всех ваших близких, она дает тебе информацию о том, какое положение в семье занимает каждый домочадец.

Право на личную территорию в семейном жилище важно не только для детей, но и для взрослых. Чтобы «пометить» территорию как свою, мужчина будет разбрасывать носки и развешивают пиджаки по всей квартире, женщины же расставляют приятные для своего глаза вещицы: вазочки, статуэтки. Дошколенок в качестве таких меток чаще всего использует игрушки. Подрастая, твой сын-школьник будет сорить по всему дому железками, вело- или радиодеталями, дисками, а дочь – глянцем, блокнотиками, заколками и бижутерией. И конечно, оба – школьными принадлежностями.

Хорошо, если ты выделила ребенку комнату, тогда разбросанных вещей - "меток" значительно меньше. Но даже если выделить комнату никак не получается, малышу обязательно нужна своя территория. Это может быть письменный стол, тумбочка у кровати, книжная полка и, конечно, собственная кровать. Если эта мебель на детской территории, то, значит, это полновластная собственность твоего наследника. Он, как хозяин своей территории, распоряжается ею и отвечает за нее.

Повезло тому малышу, который в семь лет может попросить родителей стучаться в его комнату. Он уже пробует на вкус чувство взрослости, значительности. Уважай просьбу ребенка, самое время начинать видеть в нем полноправного самостоятельного человечка.

Научи своего школьника наводить порядок у себя самостоятельно. Если же ты сама и по своему вкусу наведешь чистоту на территории сына, да еще в его отсутствие, то он воспримет этот факт однозначно: "Мою территорию заняли". Не удивляйся потом, что у ребенка нет желания поддерживать и наводить порядок.

Если с детства у человека была своя территория, то в нем на всю жизнь остается чувство собственного пространства, которое играет серьезную роль в формировании чувства собственного достоинства.

Своя территория нужна малышу и для того, чтобы расположить на ней "тайник", "секретное место", о котором никто не должен знать. Отпрыск может устроить его в дальнем углу шкафа, на антресолях, даже в постели под матрасом. Что же они могут прятать в своих тайниках? С твоей точки зрения, абсолютно бесполезный хлам: обертки конфет, вырезки из журналов, записочки, красивые камешки, стеклышки, бусины, «редкие» монетки. Для твоего ребенка каждый из этих предметов имеет свой сокровенный смысл, делиться которым он не спешит. Опыт обладания собственной тайной необходим твоему ребенку именно в возрасте до 10 лет, ведь именно тогда происходит осознание внутренней жизни, и развиваются первые навыки самоанализа.

Перебирая свои "драгоценности", размышляя над ними, ребенок вспоминает обстоятельства и чувства обретения этого «сокровища», невольно анализирует свое поведение в тот момент. Он учится обдумывать и оценивать свои поступки, и для этого ему нужна наглядная опора – тайные предметы.

Если ты бережно и уважительно отнесешься к тайнам ребенка, он будет чувствовать свою значимость как личности, своих мыслей и чувств. Если ты и посчитаешь "секретные вещи" ерундой и мусором, и хуже того, выбросишь их и посмеешься над ними, ребенок будет чувствовать пренебрежение к себе, и даже ненужность и нежеланность себя. Такому человеку будет трудно общаться с людьми, налаживать с ними отношения сотрудничества, доверять им.

Читать дальше:
Раздел статей: 
Источник:
Интересная новость? Поделись ей!