Искусство хвалить

И с какой стороны не посмотреть, дефицитом серьезного, уважительного отношения к ребенку вызваны многочисленные минусы в его развитии, в том числе и эгоцентризм, который не пройдет со временем, и врастет в характер, по-разному уродуя его.

Мы хотим полноценное общество?

Думаете ли вы про это? Похвала может быть как позитивно сказывающейся, так и нести вред.  Не полезно, если хвалят ребенка за то, что легко далось, за то, что ему дается самой природой. Похвала не за труд, не за старания, а всего лишь за наличие способностей не дает ничего, что было бы нужно ребенку для его развития. А навредить она может, в особенности при ее повторении. Повторение похвалы без необходимой ситуации действует подобно наркотику: ребенок привыкает к похвале и ждет ее. Он проникается чувством превосходства над другими, а если не привык к труду, который реализует его способности, то может естественно не состояться как личность: эгоцентризм полностью закрывает его на себе, он весь уйдет в ожидание восхищения и похвал. Прекращение похвал вызовет хронический дискомфорт, из которого породится зависть, мелочная обидчивость, ревность к чужому успеху, подозрительность и прочие атрибуты эгоцентризма, гения, который не состоялся. Еще вреднее хвалить того, кому что-то далось легко, ставить его в пример тем, кому это же дается тяжело, вопреки усилиям. Ругая одного и хваля другого,а также навязывая его в качестве примера первому, их противопоставляют друг другу. Сам факт неверной оценки усилия, вернее - замалчивание, игнорирование его, тяжело ударяет и травмирует психику ребенка (да и не только ребенка!). Что снижает побуждение к делу. А противопоставления не могут вызывать желания «брать пример» с того, кого хвалят несправедливо. Напротив, оно лишь отодвигает их друг от друга, угнетая одного и ухудшая положение другого. Противопоставление культивирует нездоровое соперничество, которое способно стимулировать уже вовсе не прилежание, а эгоцентрические тенденции. Противопоставлением можно вызвать негативизм, отказ от видов деятельности, которые не гарантируют успеха. Вредно, когда хвалят крайне часто, без всякой необходимости и неискренне. Это и лишает похвалу ценности, и приучает к дешевому успеху, и способствует выработке бездумного отношения к тому, что исходит от старших. . Наблюдая за детьми, за старшими, можно увидеть самим и другие вредности необдуманной похвалы.

Как правильно похвалить?

Главное хвалить искренне, серьезно и очень убедительно. Отпускать похвалы в дозах, которые соразмерны с ее целью.

Зачем хвалить ребенка?

1. Для того чтобы придать ребенку уверенность в себе, если таковой не хватает. 2. Придать ребенку силы. 3. Восстановить потерянное эмоциональное благополучие. Компенсировать нанесенный кем-то ущерб (в принципе любой ущерб). Ребенку нужен большой запас оптимизма на всю дальнейшую жизнь. Назначение похвалы - восполнить этот запас или компенсировать его потерю. 4. Среди стареньких прабабушек и прадедов есть воспитатели, очень внимательные к действию слов: «Хвалить-то с умом надо!» И если замеченая ими редкая и необходимая способность в ребенке, они станут скрывать ее от него и дадут ему понять, что он одарен. Но как! Мысль о ценности врожденного дара внушается одновременно с идеей про ответственность за этот дар, о серьезном к нему отношении: «Дар -есть дар. А работать над ним - всю жизнь.»

К чему приводит дефицит похвалы?

И с какой стороны не посмотреть, дефицитом серьезного, уважительного отношения к ребенку вызваны многочисленные минусы в его развитии, в том числе и эгоцентризм, который не пройдет со временем, и врастет в характер, по-разному уродуя его. Один незаслуженно перехвален и поэтому несносно спесивый, заносчивый, высокомерный. Другой - не к размеру вины - публично пристыжен - существует чудовищная форма садизма в детских садах - насильственное оголение ребенка перед сверстниками на осмеяние, и теперь многие годы он испытывает либо необходимость спрятаться (этакий эгоцентризм наизнанку), либо приступы жгучей ненависти ко всему, либо еще что-нибудь столь же аномальное. Третий, врожденный стеничный (активный и сильный), не получил объемной, созидающей направленности к себе и теперь агрессивно навязчив в своем потребительском эгоизме. Четвертый, привычно стоит в углу класса и получает статус шута, однако не такого, из которого получится хороший цирковой клоун. Кривляние из угла вызванное потребностью компенсировать эмоциональную уязвленность своего положения, станет - опять же на долгие годы - одним из ведущих жирных штрихов психологического портрета: в нем самый тяжелый вид эгоцентризма, который фактически исключает самоуважение (а зачастую и без почти). Вариантов эгоцентризма очень много.
Читать дальше:
Раздел статей: 
Интересная новость? Поделись ей!