Начинаем говорить - подводные камни

начинаем говорить

Начинаем говорить - а легко ли? Свободно ли? Какие подводные камни могут ожидають ребенка в период развития, становления речи? О проблемах развития речи малыша - физиологических и психологических вы сможете прочесть в нашей статье.

Как правило, если малыш до двух с половиной лет не заговорил, либо поздно начал говорить, родители начинают испытывать тревогу и обращаются к специалистам. А если малыш говорит безумолку, но при этом очень плохо? Часты ситуации, когда ребенок в 3-4 года говорит совершенно невнятно, так, что понять его может лишь мать. А бывает, что в таком возрасте дети вовсе не произносят некоторые звуки и склонны заменять одни звуки иными или происходят нарушения ритма и темпа речи - говор взахлеб, очень быстрый или наоборот потягивание слов. Подобные нарушения, обычно, волнуют родителей и они склонны думать в подобных случаях, что "малышей вообще сложно понять". Разумеется, на ранних стадиях развития речи, когда ребенок рано начал говорить, так называемая артикуляция звуков у детей несовершенна. Они склонны искажать, пропускать а также заменять многие из звуков. Тем не менее это вполне считается "нормой" для малышей не старше 3 лет. Он начал говорить. Если дефекты артикуляции наблюдаются у деток более взрослых и держатся достаточно стойко, необходимо принимать меры, с целью их устранения. Когда у маленьких детей подобные дефекты выражены достаточно сильно, на них стоит обращать внимание - нет ли связи с определенными расстройствами. В наше время расстройства речи достаточно хорошо изучены и многие из расстройств успешно излечиваются. Для большинства родителей тщательное ознакомление с этой областью необязательно, однако следует иметь общее представление о ней. К примеру, родители должны понимать, что есть отклонение от правильного развития речи, а что являетя расстройством. Это может помочь вовремя обратиться к специалистам и недостатки будут исправлены скорее. Запомните: чем более стойкий характер приобретает нарушение речи, тем сложнее становится его лечение. Следует выделить некоторые группы речевых расстройств: К первой группе мы можем отнести нарушения звукопроизношения; Вторая группа - так называемые нарушения ритма и темпа речи; Третья группа - расстройства речи, которые связаны с нарушениями слуха; К четвертой группе относятся недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи. Первая группа - нарушения звукопроизношения. К данным нарушениям можно отнести косноязычие (дислалия) и дизартрию - нечленораздельную речь. Когда ребенок начинает говорить, можно заметить отсутствие некоторых звуков (ребёнок пропускает их в словах), а также в искажении звуков (когда ребенок неправильно произносит их), либо в замене одного звука иным. Косноязычие подразделяется на функциональное и механическое. При первом слух и строение артикулярного аппарата нормальны, а причины нарушений речи заключаются в слабости нервных процессов, которые протекают в головном мозге. Механическая же форма косноязычия являет собой врожденные неправильности строения ротовой и носовой полости (губы, зубы, нёбо, носовые ходы и т.д.)При этих поражениях страдает не только произношение звука, но нередко встречаются и нарушения самого тембра голоса, ритма речи. Косноязычие функциональное (пропуски, искажения и замена звуков) на втором-третьем году развития ребенка может считаться закономерным явлением. Есть определение: "физиологическая дислалия". Однако, если дефект произношения продолжает держаться в более старшем возрасте, необходимо обратиться к логопеду. Когда ребенок начинает говорить больше всего дефектов может наблюдаться в произношении самих звуков, у которых нелегкий способ артикуляции. И чем сложнее артикуляция звука, тем больше может быть выявлено дефектов. Нередки дефекты в произношении звуков "р" и "л" (язычные звуки), затем в произношении звуков "с", "з", "ц" (свистящие звуки), "ш", "ж", "ч", "щ" (шипящие звуки). Если звук отсутствует или неверно артикулируется, специально разработанные упражения налаживают работу артикуляторных органов для произношения определенных звуков. А если имеется упорная замена одного звука иным, это говорит о том, что у ребенка не только выражена недостаточность артикуляторной функции, но и плохое различение самих звуков речи. Необходимо воспитание фонематического слуха. В каждом отдельном случае логопед учитывает степень нарушений и в соответствии с этим действует и дает указания. Без помощи специалиста не обойтись, будьте внимательны, пожалуйста! Механические дислалии являются более тяжелыми расстройствами: правильное строение челюстей, зубов, языка, носоглотки важны не только для правильной речи, но и для полноценного питания, дыхания. И если нарушаются эти функции, ребенок часто заболевает. При механической дислалии страдает не только артикуляция, но и понимание речи других людей. Это и неправильное строение губы, неправильное строение зубов, неверный прикус. Мамы и папы не должны оттягивать момент решения проблемы на позднее время. Ребенок уже начал говорить и он непременно подрастет. Здесь необходимо вовремя реагировать и помочь ребенку консультациями и логопеда, при необходимости хирурга. Дизартрия - в случае, если ребенок говорит нечленораздельно, специалисты могут поставить данный диагноз, возникающий при травме головного мозга, воспалительных процессах а также нарушениях мозгового кровообращения. Все движения ребенка, в том числе артикуляторные замедленные и неловкие. Жевание и глотание затруднено а объем самого языка ограничен - невозможно вытянуть губы трубочкой и оскалить зубы. Голос тихий и глуховатый. Здесь ребенок начинает говорить отдельными словами в 2-3 года, а к 5-6 годам ребенок начинает произносить и фразы. Позже запас слов увеличивается и речь развивается, но она остается смазанной и монотонной. Родители должны помнить, что здесь важна консультация и наблюдение невропатолога и логопеда. Вторая группа - нарушения ритма и темпа речи. Когда ребенок начинает говорить, возможны расстройства ритма и темпа речи, которые бывают двух видов: несудорожного и судорожного характера. Иногда речь детей становится плохо воспринимаемой, неразборчивой из-за нарушения темпа: она или замедляется или ускоряется (так называемые нарушения несудорожного характера). При замедлении речи доктора часто рекомендуют тонизирующие средства, лечебные гимнастики и логопедическую ритмику. А при ускорении темпа речи, лечение направлено на снижение общей возбудимости. Если ребенок начал говорить, следует быть внимательным и к речевым недостаткам в семье у взрослых домочадцев. Поэтому необходимо помнить о важной способности ребенка - подражании и работать со взрослым членом семьи, иначе могут возникать случаи рецидивов у лечащегося ребенка. К судорожным расстройствам ритма и темпа речи относится заикание. Заикание проявляется в двух формах - заикание развития и реактивное заикание. Заикание развития наблюдается в раннем детстве, когда ребенок начал говорить, но говорит плохо и имеет дефекты артикуляции. Если малыша начать учить трудным словам и фразам, то он может начать заикаться. Заикание развивается постепенно. Причиной становится перевозбуждение речевой зоны мозга ребенка, а лечением прекращение разговоров (как правило всяких). Следует успокоить малыша. Иногда "речевой покой" в течение недели способен выправить положение. Но порой расстройство оказывается более стойким. Поэтому, при появлении заикания у ребенка, который говорит, необходимо обратиться к логопеду. Заикание реактивное чаще возникает в результате испуга, психической травмы и длительных болезней. У ребят спокойных, уравновешенных заикание наблюдается редко, а вот у нервных детей существует большая вероятность приобрести данную проблему. Здесь важен и твердый режим: достаточный сон, хорошее питание, спокойная обстановка в семье и саду. Ребенок начал говорить и задача родителей "не перебивать" его своими конфликтами с личной несдержанностью. Третья группа - нарушения слуха и связанные с ними расстройства речи. Небольшое ухудшение слуха способно привести к задержке развития речи и если в период, когда ребенок начал говорить имеется потеря слуха, речь ребенка может и вовсе прекратить развитие. Если взрослые хотят выяснить, в достаточной ли степени хорошо слышит их ребенок, прежде всего проверяют, как малыш реагирует на звуки средней громкости и громкие: крик, звонок, разговор. Если малыш при этом не оборачивается, то с большей долей вероятности можно заподозрить глухоту. При малейших подозрениях на расстройство или нарушения слуха необходимо обратиться к специалисту. В зависимости от того, каковы результаты диагностики слуха у ребенка, с ним ведется дальнейшая работа. Важное значение имеет возраст, в котором ребенок полностью или частично утратил слух. Если ребенок начал говорить, но к 5-6 годам потерял слух, то все равно сохранит возможность разговаривать, в 2-3 года потеря слуха чревата дальнейшей немотой, поскольку ребенок еще не смог развить свои речевые навыки. Помните, при своевременном обращении к логопеду и постоянных занятиях тугоухий и глухой ребенок вырастет полноценным человеком, поэтому родители не должны отчаиваться. Специалист поможет начать говорить, но без вашей помощи это будет крайне сложно. Четвертая группа - недоразвитие речи и утрата имевшейся речи. Недоразвитием речевой деятельности (алалия) - называют последствия запаздывающего созревания нервных клеток речевой зоны левого полушария или результат раннего поражения этих клеток при различных инфекциях, интоксикациях, травмах. Утрата речи - афазия случается при очаговых поражениях речевых зон коры мозга у детей и даже взрослых людей, речь которых уже была сформирована. Когда ребенок начинает говорить, при диагнозе алалия, следует учесть, что существуют более полноценные зоны мозга - слуховые, зрительные или осязательные и в занятиях с ребенком следует опираться главных образом на них. Обычно у этих малышей имеются определенные невротические наслоения. И это также требует коррекции. В более сложных случаях показано лечение в стационарных условиях, под наблюдением специалистов. При афазии, как и при алалии, нарушения носят смешанный характер, но преобладает потеря способности понимать чужую речь или способности артикулировать слова. Одной из причин данного недуга может быть доброкачественное новообразование в головном мозге, после удаления которого все приходит в норму. Поэтому необходимы консультации опытных специалистов, наблюдение за ребенком. Своевременная диагностика и помощь, способная предотвратить непоправимое. В заключение Восстановление речи ребенка происходит полнее и быстрее, чем у взрослого человека. Но не следует полагаться только на высокие восстановительные способности детского мозга. Следует лечить ребенка и следует с ним заниматься. В остром периоде заболеваний, следует поместить малыша в стационар, где он сможет получить постоянное медицинское наблюдение, в дальнейшем же можно лечить амбулаторно, одновременно проводя с ним логопедические занятия.
Читать дальше:
Раздел статей: 
Интересная новость? Поделись ей!
Статью находят по запросам: начинаем говорить, когда ребёнок начинает говорить, в каком возрасте начинают говорить, поздно начал говорить, начало пусть говорят, ребёнок поздно начинает говорить, ребенок рано начал говорить, малыш начал рано говорить, когда ребенок начинает говорить, начинай говорить вслух, как начать правильно говорить