Про деньги и детей

Нужно ли давать деткам деньги? И если давать - то как и сколько. Этот вопрос постоянно вызывает бурные дискуссии. Одно из компетентных мнений - ребенку деньги не нужны. Не нужны до тех пор, пока он сам не начнет зарабатывать. Да и тогда он должен отдавать всю зарплату родителям. До тех пор, видимо, пока не начнет отдавать зарплату супругу. Или, считают другие, деньги нужно давать по первому требованию, независимо от планов родителей. Истина, как всегда, где-то посередине. С того момента, как ребенок начинает чувствовать потребность в самостоятельной растрате денег, понимает, что это такое, то есть, с того момента, когда он захочет иметь свои деньги, - они должны у него быть.

Существует мнение, что надо оплачивать детям положительные отметки и работу по дому. На первый взгляд эта идея может показаться заманчивой, так как выплаты стимулируют ребенка лучше учиться и быть хозяйственнее, бережливее. Но здесь есть серьезный подводный камень, прямо-таки подводная скала. Человек должен ставить перед собой определенные цели и стремиться к их реализации, и поэтому учиться. Задача родителей в данной ситуации - выработать интерес к учебе как к таковой, а не подменять его любопытство к деньгам. К тому же качество отметки бывает разным - оценка, все же, вещь не объективная. Узнать, что ребенок выклянчивает хорошую отметку было бы неприятно.

С домашними делами и самообслуживанием та же картина. Не стоит подменять воспитываемое осознание потребности некоторых действий стремлением к денежным поощрениям. Лучше объяснить, что люди, живущие вместе, должны заботиться друг о друге. Ведь взрослому человеку уже никто не будет оплачивать чистку зубов и мытье посуды в доме. Это совершенно не означает, что вообще никак не надо отмечать успехи сына или дочери в учебе или других делах. Наоборот, подарок на окончание учебного года будет очень уместен - как признание заслуг и трудов ребенка, как знак внимания к его делам.

Ребенок не должен чувствовать себя ущербным по сравнению с друзьями. Если вы отдали ребенка в элитную школу - его материальные возможности не должны в десятки раз отличаться от возможностей его соседа. Причем это правило важно как в ту, так и в другую сторону. Независимые доходы ребенка, будь то денежный подарок родственников или стипендия, принадлежат самому ребенку. Эти суммы никак не должны сказываться на его постоянных доходах. Штрафы за плохую учебу или плохое поведение недопустимы. Зато вполне логично участие ребенка в восстановлении испорченного им.

Главное здесь - соблюдать меру. Очень важно четко определить, какие именно траты ребенок делает из своего кармана. Скажем, маленькому ребенку одежду покупает мама. А взрослому? А книжки? А тетрадки? Плеер и фотоаппарат? Каждый родитель должен заранее продумать ответы на эти вопросы.

Последовательность не менее важна. Недопустимо сначала дать ребенку денег, а потом забрать их под благовидным предлогом. Или осуждать то, как распорядился деньгами ребенок. Раз потратил - значит, так считал нужным. Именно для этого и были даны ему деньги. Только самостоятельно человек сможет научиться рационально расходовать деньги, рассчитывать свои возможности, соизмерять их со своими желаниями.

Сумма должна быть фиксированной в промежутки времени - мы ведь готовим человека к тому, что он должен научиться самостоятельно принимать решения, распоряжаться ограниченными ресурсами. Денег должно быть меньше, чем хочется, но больше, чем жизненно необходимо. У взрослых редко бывает достаточно денег. Денег должно быть достаточно, чтобы человек смог научился принимать самостоятельные решения - купить конфетку или жвачку, наклейку или сувенир для мамы, сходить в кино или купить книгу, поесть мороженного или купить подарок другу. Ни в коем случае не стоит становиться самим и делать ребенка невольниками расписания. Никто не говорит о том, что если родителям задерживают зарплату, они должны их кожи вот вылезти, но дать ребенку его заслуженные. Никто не настаивает, что нельзя добавить ребенку денег на крупную покупку или помочь ему, если он не рассчитал свои траты. Ко всему надо подходить разумно и руководствоваться чувством меры.

С человеком, хоть и с маленьким, необходимо разговаривать.Надо объяснять ребенку свои действия. Например, в данный момент деньги нужны на еду, или общесемейное решение о крупной покупке. Также нелишне будет объяснить ребенку, что он должен рассчитывать свои траты исходя из своих материальных возможностей. Я намеренно не упоминаю суммы, которые надо выдавать детям. Материальная ситуация у всех абсолютно разная, цены в соседних магазинах тоже у каждого свои. Представление о разумных тратах каждый имеет собственное. Чем старше становится ребенок, тем больше ему понадобится. И лучше, если помнить об этом будут родители, не вынуждая ребенка напоминать и своих возросших потребностях и постоянно выпрашивать что-то сверх положенного.

Читать дальше:
Раздел статей: 
Интересная новость? Поделись ей!