Ода застенчивости

застенчивость у детей

Застенчивость - словно пелена, мешающая ребенку увидеть краски жизни, сковывающая уста и движения. Какими могут быть дети без этой преграды и что следует помнить, чтобы воспитание ребенка не развивало этот бесспорный недостаток - в статье о застенчивости.

Школьник у доски, знающий урок молчит, либо произносит нечто нечленораздельное, запинаясь. Лицо покрывается пятнами, одноклассники намерено оживленно и громко подсказывают и веселятся. В результате ничего путевого ученик так и не сказал, а раздосадованный учитель ставит очередную низкую оценку. Либо иная схожая ситуация - шестилетний ребенок, начитанный, на тестировании при поступлении в гимназию или школу. В обстановке формальностей и строгого собеседования (что для самого ребенка служит стрессогенным фактором) он не в состоянии ответить на обычные знакомые вопросы, выполнить элементарные задания. Часто застенчивые дети становятся жертвами придирок, обид и подчас издевательств со стороны более активных, задиристых детей в школе. Затем, посещение школы становится пыткой для ребенка. Он ищет предлоги для того, чтобы пропустить занятия, часто заболевает и страдает от всевозможных психосоматических расстройств. Ведь дети, не менее чем взрослые (и порой в гораздо большей степени), подвержены стрессам и невротическим реакциям. У малышей и детей школьного возраста застенчивость может сопровождаться повышением температуры тела, неуверенностью в себе и мнительностью. Нередки боязнь темноты и одиночества. Скованные ощущения в присутствии незнакомцев, молчаливость и замкнутость. И несмотря на это, подобные дети обладают немалыми способностями, могут легко освоить компьютерную технику, обажают читать и заниматься рисованием, но одаренность блокирована комплексом неуверенности в себе, внутренним скованным отношением при общении с одноклассниками и взрослыми. И в итоге - проигрывают менее способным но более быстрым сверстникам. Существует мнение, о том, что застенчивость в большей мере присуща девочкам, но это неверно. Мальчики также страдают от застенчивости на разных этапах развития. А с другой стороны, застенчивость способна компенсироваться и даже гиперкомпенсироваться в виде показной грубости, развязности и хулиганским поступкам. Ребенок, надеясь стать более свободным и независимым нередко оказывается втянутым в компанию, группировку, где культом является сила и главным аргументом считается кулак. Итак, застенчивость способна переходить в наглость и девиантное поведение, что является серьёзной проблемой - не только медицинско-психологической но и социальной. Ведь от того, получит ли застенчивый ребенок, в будущем подросток, помощь и поддержку психолога, зависит его дальнейшая жизнь, успешность в профессиональной и личной жизни. Надвигающейся проблемы можно избежать, если вовремя обратиться за помощью. Специалисты смогут оказать помощь ребенку справиться с этим "недугом", повысить самооценку и научат непринужденному общению с окружающими.

Во что выливается застенчивость?

Каковы же сами неприятные итоги данной напасти? Обычно, это:
  • Сужение круга контактов с людьми;
  • Голосование и выражение чужой точки зрения, иным словом - конформизм;
  • Самообвинение и самокопание, неизбежно живущее чувство вины;
  • Развитие тревожности, страхов и комплекса неполноценности;
  • Жизнь по чужому сценарию - длительные переживания и проживания чужой жизни, мысли о том, что было сделано не так;
  • Накопление неотреагированный негативных эмоций;
  • Затрудненная реализация. Иные люди не столь много представляют собой, сколь способны себя преподнести, застенчивый ребенок не в состоянии донести свою значимость.
В конце-концов, застенчивый ребенок не может достичь многочисленных успехов в жизни. Боязнь чужих людей, школьного начальства, различных контактов, важных и нужных в обществе. Пронеся по жизни это чувство, будучи уже взрослым, он будет бояться начальства, общения с различными людьми, особенно людей противоположного пола, обречь себя на одинокое существование. Крайне неблагоприятным течением застенчивости является невроз, депрессия и не исключен суицид. "Я не вижу смысла жизни" - утверждает часто застенчивый человек.

Признаки застенчивости

Внешне:
  • Краснеет лицо;
  • Дрожь и потливость;
  • Учащение сердцебиения и стесненное дыхание;
  • Согбенная поза и опущенные вниз глаза, тихий голос и скованность мышц.
Психология: Смущение, при контакте с человеком, повышенное беспокойство и тревожность, страх, который не зависит от мнения окружающих, чувство вины не имеющее онований - всё это на фоне определенно неуверенности в себе.

Как побороть застенчивость?

Заимствовать отношение:

Здесь славянские родители могут обратиться к опыту еврейский родителей. В Израиле дети являются символом жизни и важным потенциалом нации. Для них дети - бесценный дар и отношение к ребенку - трепетное и бережное. Самым низким показателем застенчивых детей обладает именно Израиль. Показатель этот не превышает 35% - самый низкий среди восьми стран, обследованных американскими психологами в рамках иследований. Вообще в сознании израильтян, сама застенчивость связана со слабостями и неспособностью справиться с трудностями в жизни, оттого родители стараются оградить своих детей от чувства тревоги и ощущения неполноценности.

Любите себя. Не умеете? Учитесь.

Родители в детской жизни являются главными и кто же еще может помочь детям в сражении с застенчивостью? Сам ребенок, по мнению психотерапевта Луизы Хей, относится к себе так же, как относятся к нему сами родители. И также он склонен себя ругать и критиковать, как себе позволяют это его же родители. И начнет себя не любит, а от нелюбви начинаются и проблемы и болезни. Не критикуйте себя, себя нужно учиться любить.

Пословицы и поговорки:

"Сам себя не уважаешь - другие не будут уважать" - японская пословица; "От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения" М. Монтень - классик-философ. Человеку дана всего лишь жизнь. И если верить Эрику Берну, жизненный сценарий ребенка пишут его родители. И сам ребенок должен жить по личному сценарию, а не ориентироваться на чьи-либо стандарты, которые могут измениться. Три кита, на которых построено общение с людьми, формируют папы и мамы:
  • Развиваем позитивное самовосприятие у себя и детей;
  • Формируем уверенность в себе и адекватную оценку;
  • Воспитываем у ребенка чувство собственного достоинства.

Коррекция застенчивости

Не позволяйте ребенку говорить о себе плохо. Ведь известно изречение: "Никогда не говорите о себе плохо, за вас это способны сделать ваши друзья". И конечно, прежде всего сами не разрешайте говорить плохо о своем ребенке. Ведь ребенок не обязан быть таким, как все. Он должен быть прежде всего, самим собой. И помните, ненависть к себе взращивает мысли про утрату смысла жизни. А как себя полюбить? Отечественный психотерапевт и психолог В.Леви рекомендует:
  • не сравнивайте себя с другими, потому что каждый человек - индивиндуальность;
  • перестаньте себя оценивать;
  • принимайте себя как данность.

Что должно быть у родителей в наличии?

Конечно, прежде всего, эмпатия - понимание ребенка и способность к сопереживанию. Атмосферу в доме следует создавать доверительную. Стимулировать ребенка, для того, чтобы он смог рассказать вам о своих проблемах, чтобы вы смогли послушать его и проявить сочувствие. Это приведет к тому, что сам ребенок сможет ощутить, что его как раз и принимают таким, каков он есть. Ведь застенчивые дети, всегда боятся, что их высмеят и предадут. А этого допускать никак нельзя. Безусловно, позитивное отношение - то есть принять ребенка, со всеми его недостатками и достоинствами, не позволяя давать волю чувству неудовлетворенности и желанию изменить его. Это не означает, что следует одобрять негативное в ребенке, но понимать трудности, которые возникают у ребенка и принимать ограниченность его возможностей стоит. Не доверяйте чужим мнениям о вашем ребенке. Нередко ребенка ругают. Следует разобраться в ситуации и понять, что могло спровоцировать нежелательное поведение ребенка. И самое главное - искренность. Неподдельно выражайте свои чувства и естественность. Ребенку должно быть спокойно и непринужденно в вашем обществе.

Здравствуй, самооценка!

И да. У застенчивых детей низкая самооценка. Важный аспект, выделяемый психологами в психической сфере - самоотношение личности и три подсистемы - самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегуляция. Эмоционально-ценностное отношение - является оценочной функцией, которая невероятно важна. Оценочная функция имеет как положительную, так и отрицательную направленность. Аутосимпатия - это представление личности о себе, как о самоценности. И наоборот - самонеуважение, эмоциональная неудовлетворенность, недовольство собой свойственны малышам с комплексом неполноценности, в частности застенчивым. Итак, повышение оценки начинается: 1. С похвалы. Но хвалить следует правильно и критиковать тоже правильно, а затем вновь хвалить правильно! (о чем прочитаете в наших дальнейших публикациях); 2. Успех порождает успех, а неудача - неудачу. Уверенность в себе вырабатывается за счет успеха. Следует ставить перед ребенком задачи, которые он может решать; 3. Изменить следует не ребенка, а его поведение. Поведение может быть не совсем адекватным, из-за отсутствия определенных социальных навыков, а также высокого уровня тревожности. 4. Тревожность следует понизить всеми возможными способами. Если малыш комплексует из-за кривых зубов, не молчите, обратитесь к ортодонту, вставьте пластину. Также, хорошими упражениями для снятия тревожности являются медитации и релаксация. 5. Учимся общаться. Ребенок должен обучиться навыкам общения. Пусть даже, вы внезапно осознали, что это необходимо во втором и даже четвертом классе. Объясните ему, что нужно достаточно читать, быть в курсе явлений и событий и таким образом не отставать от общих событий в коллективе. 6. Не разрешайте смеяться над ребенком. Воспитывайте чувство собственного достоинства. Объясните ему, что даже, если кажется, что он состоит из недостатков, есть бесспорные достоинства. Задача родителей - обнаружить сильные стороны ребенка и помочь ему самому их обнаружить. Часто для застенчивых детей бывают настоящие сюрпризы - они узнают о себе немало хорошего и находят в себе массу достоинств, о которых даже не знали. Но ведь недаром поговаривают, что со стороны виднее. Научите детей пользоваться достоинствами, на циклясь на недостатке, то есть запустите "компенсаторный" механизм. И тогда ребенок поймет: "Возможно, я слаб в математике, да, но ведь я неплохой спортсмен". Важно позволить детям выражаться в какой-либо роли. К примеру, мысленно превратиться в иного человека, поговорить чужими интонациями, придумывать ситуации и проигрывать поступки не характерные ребенку. 7. Не воспитывайте ребенка зависимым и пассивным от вас. Пусть он выразит вам свое мнение и несогласие. Конечно, послушный ребенок удобен, но это убивает личность. И как можно раньше приучите малыша к ответственности за свои поступки. Пусть он учится принимать решения. 8. Ошибки должны восприниматься спокойно, без истерик. Это неизбежность, от которой никто не застрахован. Преодолев застенчивость, ребенок откроет для себя мир новых возможностей и долгожданный глоток свежего воздуха, воздуха свободы и радости. Он почувствует истинный вкус жизни и непременно будет успешен и счастлив.

 

Читать дальше:
Раздел статей: 
Интересная новость? Поделись ей!
Статью находят по запросам: <strong>застенчивость</strong>, <strong>как избавиться от застенчивости</strong>, <strong>как бороться с застенчивостью</strong>, <strong>как побороть застенчивость</strong>, <strong>как приодолеть застенчивость</strong>, <strong>коррекция застенчивости</strong>, <strong>застенчивость у детей</strong>, <strong>детская застенчивость</strong>