Аутические черты

Аутизму в современной психологии и педагогике уделяется много внимания, много споров, стоит ли что-то менять, одни специалисты предлагают оставить ребенка в его «совершенном, естественном мире и не учить насильно есть, мыться и общаться с другими людьми», другие предлагают поместить ребенка в детский коллектив «без сантиментов, чтобы естественная среда сама скорректировала и сделала актуальным общение». Наверное, как всегда, истина где-то посередине. Но в любом выбранном пути главная роль в коррекции принадлежит родителям.

Одна моя подруга попросила консультации насчет своего маленького сынишки, два годика – практически не говорит, панически боится оставаться один, не переносит изменений в расстановке мебели и режиме дня, реагирует на перемены бурно и долго не может «забыть» нанесенной обиды. К своим вещам при этом равнодушен, на прогулке расстается с игрушками не глядя, чужие не берет. «Странновато это» - говорила мама.

Ну что ж, запрос есть, ребенок есть – еду знакомиться.

Дима встретил меня «категорически против» – схватил маму и попытался утащить в детскую. Мама не пошла – Дима запротестовал монотонным плачем, они ушли. Через минут пять я попробовала войти в детскую, Дима хмуро позволил, сидя у мамы на коленях. На предложение поиграть отказался, и правильно, чего ради ему идти к чужой тете, а игрушки свои он уже знает вдоль и поперек. Пришлось пойти с козырей:

- Дима, смотри какая у меня красивая сумка! Ой, а что это в ней? У-у-у-у, как интересно, ты смотри, что тут есть!

Дима неодобрительно следил, как я достаю мячик, волчки, машинку. Все это было интересно, но не настолько, чтобы рисковать жизнью и слезть с мамы. Но когда появилась погремушка, дудочка и колокольчик, Дима забыл, кто он, где он и чего боялся. Он забыл держаться за маму. Отрешенная улыбка бродила по его лицу, пока он звенел, гремел, слушал дудочку. Другие игрушки его мало увлекли и он снова и снова возвращался к звукам. Мама смогла улизнуть и поставить чайник, концерт мы продолжили на кухне.

В целом, житейский опыт, понимание речи, владение бытовыми навыками Дима показал несколько сниженные для его возраста, а некоторые моторные трудности (повышенный тонус, походка, мелкая моторика) добавили сомнений в том, что это «израстет само». Вообще, «само» мало что проходит. А такие ранние «звоночки» позволяют своевременно помочь ребенку адаптироваться, если развитие не идет по стандартному сценарию. У родителей есть ВРЕМЯ, за которое можно сделать очень многое!

Словом, обсудив с мамой все «за» и «против», решились идти на комиссию в Самый Главный Институт физического развития ребенка. Там три тети (а именно психолог, невролог и дефектолог) по словам мамы, «славно с ним поиграли» и выдали заключение об аутических чертах характера, дали рекомендации по включению ребенка в коллектив и отсоединению от мамы, невролог тоже добавил своих рекомендаций насчет физкультуры и массажа.

Недавно я к ним ездила, просто в гости. Димке уже три с половиной, он смеется, вы представляете? Ест, ходит в туалет, играет сам, все время болтает (хотя дикция просто караул), активно включается в разные действия и меня, снова «незнакомую тетю» принял естественно, быстро включился в игру, хорошо отвечал и на слова и на физический контакт. Мама на вопрос «как?» ответила вздохом и сказала: «Как-как… каждый день понемножку».

Каждый день, в игре, бытовом обслуживании, на прогулке и за столом – мама вынуждала Диму выходить за границу его мирка, оставляя его в комнате на минуту, на две, приглашая в гости (на его безопасную территорию) других мам с детьми, организуя игры на детской площадке, в которых Дима чувствовал бы себя безопасно, общаясь с другими людьми. И постоянная, внимательная помощь принесла свои результаты.

Ирина Казакова

Детский педагог-психолог

Специализируется на развитии и обучении детей дошкольного возраста.

Интересная новость? Поделись ей!