О запретах, ограничении и внешней дисциплине

Любое адекватное пособие по педагогике, от Ушинского до современных мастеров наглядно раскладывает по полочкам необходимость ограничений ребенка для:

1. Формирования у него эмоционально-ВОЛЕВОЙ сферы, которая с потолка не падает и ребенок учится, учится и учится - усмирять желания, планировать деятельность с учетом внешних факторов, аргументировать свои требования.

2. Предоставления ребенку практических конфликтных ситуаций, (конфликт - не драка, а подразумевается столкновение противоположных интересов) для того чтобы он НАУЧИЛСЯ ПЕРЕЖИВАТЬ отказ, запрет, регулировать свою эмоциональную сферу, не падая в двадцать лет на пол в слезах перед экзаменатором, чтобы над ним сжалились.

3. Прочие маленькие и полезные элементы вышесказанных основных "польз", в-частности, ознакомление ребенка с социальными нормами дозволенных действий и допустимых средств выражения своих чувств, формам поведения, упражняет и тренирует мотивационный контроль цели или желания (труднодоступная цель манит, ребенок штурмует ее раз за разом, что формирует и упорство и изобретательность), учит дипломатии и так далее.

Самый актуальный для этого возраст - с года до 14 лет. В промежутке с 1 до 10 формируется произвольность поведения, с 10 до 14 завершается сбор "данных" о социальных нормах, окружении, самоидентефикации. Если лишить ребенка помощи в этом - он потеряется во взрослой жизни.

Не умея справиться с эмоциями, не умея добиваться цели, не умея коммуницировать с окружающими кроме как деспотизмом или шантажом (а именно эти средства развиваются взамен самодисциплины, которая с потолка не падает, это не врожденное свойство психики), такой человек воспринимается окружающими как "неудобный" или неадекватный и становится изолянтом. Или находит себе жертву, готовую терпеть его, на самом деле, неспособность адаптироваться с социальной действительности.

Ирина Казакова

Детский педагог-психолог

Специализируется на развитии и обучении детей дошкольного возраста.

Интересная новость? Поделись ей!