Сюжетно-ролевые игры с детьми

Многие мамы, хотя и были девочками, испытывают затруднения, когда нужно поиграть с дочкой в такие, казалось бы, традиционные игры, как «дочки-матери» или волшебные сюжеты. Для игры с девочками в возрасте 4-6 лет не требуются какие-то специальные артистические навыки или сложные игрушки.

Вообще, играть несложно, для этого не обязательно даже «выкидывать» из головы суп на плите и завтрашнее собеседование. Конечно, игра «с душой» позволит ребенку прикоснуться к Вашему внутреннему миру, но тут есть опасность, которую психологи называют «перенос». То есть, если у Вас не слишком благополучные отношения с мужем, это может просочиться в игру и создать у девочки не совсем верное ощущение от Вашей семейной ситуации.

Поэтому не рекомендуется отыгрывать в сюжетно-ролевой игре взаимоотношения родителей в конфликте, проблемы насилия или семейные секреты. Вообще, это отдельная тема, называется «игротерапия» и для нее лучше обратиться к психологу-психотерапевту, который поможет Вам или Вашему ребенку решить внутренние проблемы, связанные с семейными драмами.

Итак, игра в куклы требует для игры только куклу. Это совсем не обязательно подробная анатомическая копия младенца или барышня в кружевах с фарфоровыми пальчиками. Для наилучшей работы мышления как раз подойдут условные изображения ребенка, даже просто скрученное полотенце, перевязанное веревочкой, может быть принято, как младенец. Итак, как может идти игра.

Мама: Дашенька, а давай поиграем?

Даша: Давай, а во что?

Мама: Давай вот это (кукла) будет маленькой дочкой, а ты будешь мамой Катей.

Постарайтесь, чтобы ребенок сам говорил и проявлял инициативу в игре, не только выполняя предложенные Вами действия, а сам их выполнял и может быть даже руководил процессом игры. Позволяйте ей спрашивать, сами спрашивайте как можно больше – как зовут ее дочку, предлагайте варианты действий.

Мама: А я буду тетя Настя, я приду к Вам в гости. Давай, я удивлюсь, что у тебя дочка, а потом мы будем пить чай и куда-нибудь пойдем.

Даша: Давай.

Мама: Давай, ты пока укладывай дочку спать, а я приду к вам.

Пока Даша производит с куклой «укладывательные» манипуляции при помощи детской постельки или (что лучше)из разных лоскутков и тряпочек, Мама берет сумку с «угощеньями» и делает вид, что подошла к невидимой двери.

Мама: Тук-тук-тук!

Даша: Кто там?

Мама: Это я, тетя Настя. Я пришла к тебе в гости чай пить. Давай, открывай дверь.

Даша: Чик-чик (звук ключа в замочной скважине).

Мама: («заходит, вытирает ноги») Привет, Катя, как у тебя дела? Давно не виделись. Ой, что это? У тебя теперь есть ребеночек? Кто это?

Даша: Это моя дочка.

Мама: А можно посмотреть? Ой, какая хорошенькая, как ты ее назвала?

Даша: Ее зовут Оля. Не шуми, ты ее разбудишь.

Мама: Давай пока попьем чай, а когда Оля проснется, пойдем гулять или просто в магазин.

Даша: Давай, вот там у меня кружки, неси их сюда.

Мама: А я тебе принесла конфеты (достает что-нибудь из сумки, символически изображающее конфеты, или просто коробку от конфет), бананы и вот еще для тебя новую шапочку.

Даша: Ой, спасибо, давай пить чай!

Далее можно пить невидимый чай, делая вид, что наливаете из чайника, играть в чаепитие можно столько, сколько хочется девочке, если она не стремится его завершить – пусть играет, если ей надоест – она сама напомнит, что кукла проснулась и надо идти гулять. Дальше можно отыгрывать выход в подъезд, поездку на лифте, трамвае, автобусе, магазин - можно заранее нарезать бумажек-денег, а можно пользоваться «понарошку» невидимыми, купить для маленькой Оли разные вещи и вернуться домой, аргументируя, что уже наступила ночь и стало темно.

Дети, если им игра нравится, стараются растянуть ее на подольше, говоря, что еще светло, надо еще зайти куда-то и т.п., тут подойдут маленькие хитрости, вроде того, что «дома я тебе покажу сюрприз» и, когда вы по игре «вернетесь домой», почитать ей и кукле любимую сказку или еще как-то плавно завершить игровой сюжет.

Сколько детей – столько и игр, потому что ребенок берет сюжет из своей жизни, своего восприятия окружающего мира. Но есть некоторые особенности, которые важно знать всем родителям. Дети в игре отображают не только мирную жизнь семьи, но и то, что их тревожит. Страшные вещи из телевизора, семейные конфликты, свои обиды, страхи и мечты, как оно «должно» быть. Внимательно понаблюдав, Вы узнаете много о том, как выглядит Ваша семья глазами Вашего ребенка.

Ни в коем случае не пытайтесь прекратить игру, если в ней происходит какая-то драма! Если ребенок раз за разом отыгрывает что-то тревожное – нужно либо играть с ним, каждый раз завершая игру мирным разрешением конфликта – и делать это столько раз, сколько потребуется ребенку, чтобы успокоиться, «пережить» ситуацию, либо обращаться к психологу для решения проблемы.

Ирина Казакова

Детский педагог-психолог

Специализируется на развитии и обучении детей дошкольного возраста.

Интересная новость? Поделись ей!