Как правильно выбрать детский садик малышу?
Для начала желательно ходить по садикам в сопровождении ребенка. Если малышу в каком-то садике сразу не понравилось - сделайте выводы, потому что ребенок, в отличие от взрослых, часто сразу ощущает общее настроение того или иного коллектива (конечно, если у ребенка есть изначальная установка "в садик не желаю" - он будет отвергать любой детсад, даже самый лучший).
К примеру, мама устраивает свою дочку в садик, и начала, разумеется, с учреждения, которое слыло в районе образцово-показательным. В нем и активное развитие, и плавание, и вкусная еда... Заведующая встречает посетителей не слишком приветливо. В принципе ничего удивительного - глава детсадика, как правило, человек занятой. Но вот тон не слишком гостеприимный. И самое основное - гуляя в ожидании по коридорчику, девочка заглянула в группу и наблюдает такую картину: детишки сидят чинно на стульчиках вдоль стенок, положив руки на колени. Это в самый активный период дня! Ребенок откровенно негодует, а когда их все же приглашают в кабинет и начинают намекать, что просто так в это учреждение не попасть, ребенок без излишней дипломатии заявляет: "Мама, давай пойдем в другой садик!" И тянет маму к двери. (Обратите внимание - не пойдем вообще домой, а поищем другой садик!) В результате девочка "выбирает" обыкновенный рядовой детсадик, ничем особенно не примечательный, но при первом его посещении мама с дочкой увидели иную картину: воспитательница несет в группу обед, а следом в белых колпачках и фартучках гордо вышагивают два малыша: один несет хлебушек на подносе, а другой - салфеточки. И еще: пока, как водится, ждали аудиенции у заведующей (которая самым доброжелательным тоном попросила их чуточку подождать), не раздалось ни одного воспитательского голоса из группы на сколько-нибудь повышенных тонах.
То, что детей в этом саду воспитывают достаточно активно, не подавляя их личностей, понравилось и маме, и дочке. К слову сказать, садик в сущности их ожиданий не обманул. Критерии того, хороший садик или плохой, бывают самые разные - но главное, разумно их подбирать. Для иных взрослых хороший садик - это тот, где помимо общего развития будут давать трехлетнему малышу кучу дополнительных предметов, нагрузят его до предела (за немалые деньги родителей), а в результате иногда получится, что ребенок общего-то развития и не получит. Будет усталость. И в результате разлюбит и садик, и занятия, и общение. Другим кажется наиболее привлекательным садик ближе к дому. Многие делают выбор исходя из внешнего и внутреннего "убранства" детсада - мол, есть ли там ковры, много ли игрушек, сделан ли ремон.
Однако следует помнить: в садик будете ходить не вы, а малыш. Так что может быть, близость к дому оправдывается в чем-то (если у вас нет машины). Ведь маленькому ребенку трудно проделывать на первых порах долгий путь пешком или в общественном транспорте. Но во всем прочем присматривайтесь к общему настроению коллектива, к духу, который витает в этом саду. И прежде всего - очень много в садике зависит от заведующего (точнее от заведующей, поскольку в подавляющем большинстве на этой должности работают женщины).
Ребенку будет хорошо в садике, которым руководит заведующая, сочетающая в себе в равной степени качества педагога и администратора. Сразу следует заметить то, что сбалансированное сочетание этих двух качеств достаточно редкое, часто наблюдается откровенный перекос в ту или иную сторону. Вот один вариант: во главе садика - прекрасный педагог, любит детей, уважает воспитателей. Но при этом у нее напрочь отсутствуют какие-либо администраторские навыки. И поэтому ей сложно проконтролировать набор кадров и качество их работы на местах.
Например заведующая покоряет с первого взгляда: молодая, приветливая, второе образование - детский психолог, детишек любит и что называется, чувствует... Но при более близком знакомстве с садиком родители обнаруживают, что в группе у их ребенка - откровенно бездарная воспитательница и нянечка-алкоголичка. Как ни грустно было, с садиком пришлось расстаться.
Второй вариант: заведующая - прирожденный администратор (это как раз то самое показательное учреждение, о котором писалось выше). Персонал вышколенный, отбор кадров жесткий, снабжение и обеспечение садика - на высоком уровне (а это тоже надо уметь организовать). Но при этом - достаточно холодное отношение как к детям, так и к воспитателям. Именно поэтому сами воспитатели при всем своем профессионализме нередко срывались на детях (а чтобы не было нареканий в работе, просто заставляли детишек сидеть на стульчиках - не хочешь, чтобы тебе указали на ошибки, лучше ничего не делать). В результате и общение с детишками при образцово-показательном обеспечении было достаточно формальным, что явно было детям не на пользу. И садик на самом деле больше привлекал родителей, и то до поры до времени.
Третий вариант - счастливое сочетание администратора и педагога. Это тот садик, который выбрала девочка, которую мама "пристраивала" в детское учреждение. Да, здесь заведующая скорее всего не стремилась вывести свой сад в образцово-показательные, но скорее всего лишь потому, что понимала - детям и персоналу на пользу это не пойдет. Зато можно избежать лишних проверок и позволить воспитателям не формализовать работу с детьми, а наоборот, сделать ее активной и приближенной к самим детям.
С другой стороны, организация работы в садике не страдала: не было ни нянечек-пьяниц, ни воспитателей, орущих на детей; в садик периодически приезжали детские театры, организовывались в течение года различные праздники, в Новый год - замечательная елка... Этого всего не было через край, но чувствовалось - работа в садике организована прежде всего с любовью к детям.