Поход к детскому логопеду

Мы тщательно следим за развитием речи ребенка. Как понять, что наступил момент, когда стоит обратиться к детскому логопеду?

Большое внимание сейчас и родители, и воспитатели уделяют своевременному и правильному формированию речи ребенка. От родителей требуется регулярно посещать с ребенком детского логопеда в ходе общего врачебного осмотра, специалисты этого профиля часто бывают в детских садиках и центрах раннего развития. Поговорим о том, как и когда можно выявить у своего малыша нарушение речи, и приведем простейшие упражнения, которые можно проделывать дома с ребенком в любое удобное для вас время. Звуки ребенок начинает издавать с первых минут после рождения. Постепенно они оформляются в осознанную речь. Уже в конце первого месяца жизни ребенка можно говорить о нарушении развития речи, если малыш никогда не кричит перед едой. К 4-5 месяцам ребенок должен гулить, улыбаться в ответ на обращенную к нему речь, прислушиваться к музыке и прочим звукам вокруг, к 9 месяцам - лепетать и повторять за взрослыми отдельные слоги, а к году - говорить отдельные простейшие слова. Дальнейшее развитие связной речи заключается в том, что в возрасте 2-3 лет малыш начинает произносить целые предложения, понимать сложные просьбы, пересказывать все более и более сложные куосчки текста, рассказанные родителями. В случае отсутствия любого из этих признаков развития речи следует обратиться к специалисту, детскому логопеду. Он сможет поставить диагноз ребенку и предложить методы устранения проблемы. Причиной нарушения речи могут быть:
  • аномалии развития во время беременности;
  • родовая травма;
  • недостаточное внимание со стороны родителей и воспитателей;
  • наследственность;
  • некоторые болезни;
  • перенесенные инфекции и травмы;
  • анатомические особенности строения челюсти.
С самого раннего детства, даже если развитие ребенка проходит абсолютно нормально, нужно соблюдать некоторые правила при общении с ним.
  • Не сюскайте.
  • Не искажайте намеренно слова.
  • Не создавайте слова-заменители, учите на собственном примере ребенка сразу называть предметы и людей правильно.
  • Ошибки в речи ребенка исправляйте мягко, но настойчиво, не ругайте его.
  • Занимайтесь и разговаривайте с ребенком как можно чаще. Даже если вы занимаетесь своими делами, а малыш играет рядом, он может слышать вашу речь, запоминать особенности интонации, правильное звучание слов.
  • Постарайтесь, чтобы все члены семьи соблюдали эти правила и общались с ребенком, не только тетешкаясь.
  • Стройте общение с ребенком в форме дискуссии, диалога. Обсуждайте события дома и в садике, комментируйте, просите малыша высказывать его собственное мнение.
  • Как можно подробнее объясняйте ребенку значение новых слов, вводимых в его лексикон.
  • Подкрепляйте объяснение картинками.

Упражнения для развития речи

Играйте с ребенком в слова. Например, можно использовать популярную игру "в города", когда игрок должен назвать слово, начинающееся с последней буквы слова, названного другим игроком. Другой вариант словесных игр - попросите ребенка назвать характерые для текущего сезона погодные явления, цвета, цветы, растения, действия. Учитесь формировать множественное число любого существительного, уменьшительно-раскательное название предмета. Развивайте слух ребенка. Просите называть, какие звуки он слышит на улице, узнать, какое животное издает определенный звук, какой музыкальный инструмент так звучит. Учите наизусть сихи и песенки. Учите ребенка рассказывать наизусть детские стихи, петь песенки. Хорошее упражнение заключатеся в том, что стих рассказываете вы сами, опуская некоторые слова, а малыш дополняет пропуски нужными словами.

Зарядка для языка - комплекс простых упражнений для улучшения произношения ребенка

"Вкусное варенье" - ребенок облизывает языком губы круговым движением. "Орешек" - упираясь язычком по очередно во внутреннюю часть то право, то левой щечки, нужно как бы показать, что за щекой у тебя - орешек. "Часы тик-так" - высунуть язычок и водить им из стороны в сторону, от левого уголка рта к правому, и обратно. "Качели" - высунуть язык и водить им вверх-вниз, как бы стараясь дотянуться до подбородка и носа по очереди. "Почистим зубы" - сомкнув губы, проводить языком по внешней части верхних и нижних зубов. "Лошадка" - издавать щелкающий звук язычком, имитируя стук копыт. "Маляр" - белим нёбо языком, проводя по всему нёбу, стараясь начать как можно глубже и довести язычок до основания верхних зубов. Вибрация языка с помощью пальца - язык кончиком подводим к верхнему нёбу и произносим быстро звук "д-д-д", оставив зубы несомкнутыми. При этом пальчиком ребенко "вибрирует" язык как можно быстрее. При этом получается произнесение звука Р. Не стремитесь установить диагноз ребенка самостоятельно - обратитесь к специалисту, детскому логопеду. Но даже если речь вашего ребенка развивается правильно и в срок, помните о жизненной необходимости постоянного общения, диалога, развития в отношениях со взрослыми, окружающими ребенка.