Готовимся к детскому саду

Советы на первый взгляд банальные, но выполняя их, Вы поможете своему малышу преодолеть «кризис адаптации» к детскому саду. Да, есть дети, для которых детский сад с первого дня – радостное место, с кучей друзей и игрушек. Они легко включаются в учебный процесс, режимные обязанности их не напрягают и вообще детский сад для них – «второй дом». Но чаще происходит по-другому. Малыш беспокоится, хватается за маму, плачет, испытывая самый настоящий страх перед неизвестностью.

Убедитесь в собственной уверенности, что детский сад необходим для Вашей семьи именно сейчас.

Ребенок чувствует, если родители сомневаются в целесообразности «садовского» воспитания, и любые их колебания использует сам для того, чтобы воспротивиться расставанию с ними. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду. Ребёнок чувствует эмоциональное состояние родителей и если есть возможность увильнуть – постарается ею воспользоваться. Это как приходишь ко врачу, а он сегодня не принимает – вроде и облегчение.

Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы он пошел в детский сад.

И не один раз расскажите, а в разных вариациях, искренне (фальшь дети чувствуют и ощущают неуверенность, ожидают подвоха). И не используйте объяснение, вроде «…МНЕ нужно ходить на работу, а тебя не с кем оставить…». Ребенок почувствует себя жертвой обстоятельств, с которыми родители не могут справиться. Однако не стоит отгораживать ребёнка от обстоятельств жизни совсем. Взрослые, так или иначе, подчиняются внешним условиям жизни. Возможно, обыграть этот момент: в детском саду тебя многому научат, ты сможешь помогать маме, все детки учатся, это нужно в жизни…Конкретный рецепт родителям виднее.

Проходя мимо детского сада, радостно напоминайте ребенку, как ему повезло – осенью он сможет ходить сюда.

Показывайте ребенку играющих на площадках детского сада детей, описывайте их состояние, наблюдайте их игры. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что Вы гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.

Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать.

Чем подробнее будет Ваш рассказ и чем чаще Вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя Ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у него – что он будет делать в саду после прогулки, куда будет складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, что он будет делать после обеда. Детей пугает неизвестность, но, когда они видят, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, они чувствуют себя увереннее. Можно поиграть с малышом в «детский сад», приучая его к режиму – время завтрака, обеда и тихого часа, но не навязчиво, именно обыгрывая этот момент «…все малыши ложатся спать… где кроватка зайчика? А где спит мишка?..», чтобы ребенку наглядно познакомиться с предстоящим распорядком дня и правилами «для всех».

Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это может сделать.

Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить». И Наталья Николаевна нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому его требованию и так, как он этого захочет. Объясните, что в группе много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Скажите малышу: «Воспитатель не может одеть всех детей сразу, тебе придется немножко подождать».

Научите малыша знакомиться и играть с другими детьми.

Учите его спрашивать имя другого ребенка, просить, а не отнимать игрушки, приглашать поиграть совместно. Объясняйте, что игрушки в группе – общие, и играть с ними нужно по очереди. Учите разрешать конфликты с помощью взрослого, обращаться к воспитателю. Все эти действия можно «проиграть» дома, объясняя попутно, как действовать в той или иной ситуации.

Ребенок привыкнет быстрее, если будет знакомиться с бóльшим количеством детей и взрослых.

Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми, называйте их по имени в присутствии Вашего ребенка. Спрашивайте дома своего малыша о Саше, Маше, Жене. Поощряйте обращение Вашего ребенка за помощью, поддержкой и общением к другим людям в Вашем присутствии. (И после адаптации к детскому саду старайтесь спрашивать не только что он сегодня ел, но и чем занимался. Постарайтесь сделать такие беседы-отчёты постоянными, так ребёнок будет лучше запоминать занятия, события. А при необходимости Вы сможете проверить усвоенные знания, расширить их. Также, отвечая на Ваши вопросы, ребёнок будет чувствовать необходимость, востребованность тех знаний и навыков, которые ему дают в детском саду и тем самым усилится стимул для их приобретения.)

Чем лучше будут Ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми – тем легче будет привыкнуть к их коллективу Вашему ребенку.

Воспитатель (особенно поначалу) чужой ребенку человек. И если мама (или папа) с воспитателем не приветливы, не вежливы или равнодушны – ребенок будет беспокоиться – с кем его оставляют? А если мама улыбается, здоровается и «дружит с этой тетей», то наверняка ей доверяет; дети весьма чувствительны к атмосфере вокруг них и воспринимают поведение родителей как образец поведения, особенно в раннем и среднем дошкольном возрасте. (Если родители не доверяют или не любят этого человека – ребёнок будет копировать их отношение, и это может сыграть отрицательную роль в установлении собственных отношений с воспитателем. Также не стоит забывать, что воспитатель – тоже ЧЕЛОВЕК. Это не значит, что ему позволено вести себя неадекватно, однако он, как и любой человек, не лишён эмоций, сложных житейских ситуаций. От всего от этого невозможно дистанционироваться. Также как и любой человек, воспитатель обладает характером. Постарайтесь научить ребёнка находить общий язык с разными людьми, и лучшим примером ему в этом будете Вы сами.)

Будьте снисходительны и терпимы к другим. Идеальных людей нет, но если возникла ситуация, Вас тревожащая, ее нужно прояснить.

Какие-то проблемные вопросы решать надо максимально тактично и осторожно, в мягкой форме. Не удивляйтесь, но воспитатель может знать о Вашем ребенке те вещи, с которыми Вы не сталкивались и даже не подозревали. Ребенок может проявить неожиданные таланты или конфликтные сложности, которые в семье были незаметны (нет братьев и сестер, не с кем «делить» территорию и игрушки, какие-то другие социальные шероховатости), и тут воспитатель – не обвинитель Вашего малыша, а Ваш союзник. Внимательно выслушайте, ведь это касается Вашего ребенка. По возможности обсуждайте те моменты, которые Вас смущают, и если Вы, совместно с воспитателем, не можете их решить, обращайтесь к специалисту – например, психологу детского сада. (Многие мамы склонны защищать своего ребёнка от всего и вся, в том числе и от проблем. Пребывание в детском саду – это набор обычных житейских проблем большого и маленького масштабов, характерных для социальной среды и лучше научить ребёнка решать их. Хотелось бы посоветовать мамам ПРИСЛУШИВАТЬСЯ к тому, что говорит воспитатель, даже если это не совсем приятные слова.

В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада или его сотрудников.

Не угрожайте ребенку детским садом! «Будешь плохо себя вести – отведу в садик, пусть тебя там воспитывают!», «Одевайся быстрее, а то в садике оставлю навсегда!», «Все скажу Наталье Николаевне, она тебя накажет!» - еще и не такое слышно бывает в раздевалке детского сада. Вы хотите, чтобы Ваш ребенок охотно шел в детский сад? Следите за словами и даже за интонацией.

В период адаптации к детскому саду старайтесь эмоционально поддерживать малыша.

Теперь Вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка, говорите: «Я знаю, что ты без меня скучаешь, что тебе бывает страшно. Когда происходит что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь, и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой, у тебя все получится». (Не забывайте говорить ребёнку, что Вы тоже по нему скучаете и подтверждайте это практикой. Общение, тактильное взаимодействие, совместная деятельность – ещё не придумано ничего, чтобы могло полноценно заменить такие простые детские радости.)

Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и малышу будет проще отпускать Вас.

Это могут быть разные воздушные поцелуи, рукопожатия и прочие символы привязанности. Можно давать малышу с собой в группу любимую игрушку (одну! Не пищащую, не жужжащую, лучше всего –мягкую).

Помните, что на привыкание к детскому саду ребенку может потребоваться до полугода.

Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша. (Следует помнить, что оставлять малыша сразу в саду на целый день – это большая нагрузка для его психики. Первые дни его лучше приводить на несколько часов, для знакомства и привыкания. Далее, время, проводимое в детском саду, нужно постепенно увеличивать, следя за психологическим состоянием ребёнка. Если договориться с воспитателями, можно привести ребёнка несколько раз вечером (за полчаса-час до закрытия) – привыкнуть к помещению, познакомиться с воспитателем, когда детей остаётся немного. Побыть с ним в саду, возможно даже поиграть, чтобы ребёнок запомнил Ваше присутствие.)

Если через месяц Ваш малыш все еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те, о которых Вы забыли.