Нередко, наделяя мам и пап советами по устранению задержек умственного развития, специалисты убеждаются в том, что большинство из них принимают эрудицию, раннее освоение письма, чтения, счета, хорошую память за ум. А не умение размышлять и думать. Издавна полагалось что умный человек тот, кто прежде всего умеет думать. Нет нужды "фаршировать" мозг ребенка фактами, без умения судить о них. В этом случае, из ребенка вырастает болтун, а в зрелом возрасте на лицо - отсутствие здравого смысла. Ведь сумма знаний не может быть самоцелью. Знания мертвы без умения их использовать.
Не только обнаружить задержку умственного развития , но и победить ее - означает научить ребенка думать. Но как это сделать? Если прочесть определение слова "понимать", в толковом словаре Даля, мы заметим, - "понять...постичь умом, познать, разуметь, обнять смыслом и разумом." Народное, знаменитое: "Чего не понимаю, тому не верю". Следует обратиться к ключевому началу - моменту, когда мы начинаем обучать ребенка. Период раннего возраста ребенка. Где кроется немало досадных заблуждений со стороны родителей. Итак.
Умственное развитие ребенка раннего возраста
С момента рождения малыша, мы замечали, как пробуя сосредоточиться на ярких предметах, уже в десятидневном возрасте, поднимаясь на локоточки в полтора месяца, чтобы увидеть побольше и услышать, выделяя в трехмесячном возрасте маму из всех окружающих и зрительно сосредотачиваясь в пять месяцев, захватывая игрушки в пять с половиной, дабы увидеть, рассмотреть и ощупать, сам малыш начинает ориентироваться в близнаходящихся предметах и близком ему человеческом окружении.
У малыша, поврежденного в родах , нарушено больше всего внимание, склонность к сосредоточенности как основе любознательности. Само внимание как важная составная часть ориентации обеспечивается функцией лобно-теменной коры мозга, его высших, а посему и самых уязвленных структур. Тем не менее, сами родители, понимая, как именно должно протекать умственное развитие в норме, и, побуждая, тренируя ребенка, способны восстановить - сосредоточенность и внимание ребенка. Способствовать правильному развитию умственных способностей . В таком случае, психическое развитие идет по предназначенному пути, к достаточно серьезным рубежам ориентации и понимания. Отец ориентирует сына, а мать - дочь, объясняя им все происходящее вокруг.
И конечно, малыш отвлекается. Все хочется увидеть, до всего есть дело. Отметим, что трехлетний ребенок за 10 минут игры, отвлекается в среднем 4 раза, но четырехлетний - уже два раза, а шестилетний - не более одного раза. К этому следует вести здорового ребенка и еще упорнее - задерживающегося и отвлекаемого. И чем бы вы не занимались с ребенком, обучать и научать - второе. А первое - развить интерес, любознательность, сосредоточенность внимания, ориентацию в людях и жизни. Вот тогда приходит и наблюдательность, ориентированность, понятливость и понимание.
Если малыш умен, любознательный, то само удивление, интерес захватывают его настолько, что у малыша задерживается дыхание. Французы называют человека несостоятельного в делах и требующем внимания и сосредоточенности, "неспособным к удлиненному дыханию". У ребенка с задержкой умственного развития следует выработать "такое" дыхание. И для этого его стоит удивлять чем-то очень примечательным, интересным и стараться удивлять все время. Конечно это требует и терпения, и усилий, и выдумки и времени. Но как гласит знаменитая русская пословица: "Глупого учить, что по лесу с бороной ездить". Самое важное - преодолеть задержку умственного развития. За этим будущее и судьба человека.
Дошколята - сосредоточились!
Умственное развитие детей дошкольного возраста - серьезнейший этап, с которого начинается систематическое и планомерное обучение. У дошкольника уже должно быть сформировано произвольное внимание. Не интересуюсь, но следует. И ребенок должен стараться усердно выполнять то, что прежде всего надо. Без этого ему сложно будет находиться в школе . И если к пяти с половиной годам, произвольное внимание к неинтересному, но необходимому не сформировано, то задержка умственного развития станет труднопреодолимой. Устойчивое произвольное внимание к тому, что "необходимо", "надо", - это основа обучаемости и усидчивости, выработка трудолюбия. И, как правило, воспитывается это все комплексно, вместе.
Запомните: ребенка, когда он занят игрой, делом, когда ему читают, рассказывают нельзя отвлекать. Здесь нет исключений. Прием пищи, необходимость сна, гости и важный разговор в подобной ситуации - второстепенен. Играя и занимаясь с ребенком, не следует отвлекаться тому, чья очередь по расписанию заниматься с ним. Отвлекаясь сами, вы учите отвлекаться ребенка. Отвлекая дошкольника, вы учите отвлекаться школьника. Если у ребенка задержка умственного развития , сам процесс обучения становится особенно важным. И если ма мама занята ребенком, а бабушка все время дергает маму вопросами, а ребенка - соками, сама бабушка наносит веский урон потенциальному школьнику.
Воспитать внимание - решить не только вопрос полноценного умственного развития. Внимательный ребенок, как правило, в школе - обязателен, организован, сдержан и способен проконтролировать себя, аккуратен. У невнимательного ребенка часто нет этих качеств. Сами качества составляют характер, и способность к сосредоточенному вниманию - тоже характер. А черты характера - во многом формируют привычки, то, что вошло в саму плоть и кровь. Поэтому внимание формируют и закрепляют, как привычку, как важнейшую черту характера. Но начинать воспитывать подобное качество следует еще с колыбели. Даже с игрушкой в манежике ребенок уже внимателен, а на первых контактах с родителями и взрослыми проявляет внимание или отвлеченность.
Берегите сосредоточенность внимания, как зеницу ока. Взращивайте ее, а невнимательность и отвлекаемость пресекайте как худшее из привычек. Изучая с ребенком игрушку, помните: само внимание к игрушке крайне важно, как ее познание. Вы обучаете ребенка, играете с ним, трудитесь, показываете и рассматриваете, проявляя заботу о внимании так же, как о понимании. Например, он рисует и это важно. Не менее важно, отвлекается ли ваш ребенок, когда рисует или нет. И даже ест, отвлекаясь или глядя в тарелку и вы следите за этим. Прививайте внимание, как привычку - мягко и неназойливо.
Умственное развитие ребенка в игре и трудолюбии
Основным путем ориентации от ее начальных до более сложных форм и основной путь познания - ответы на вопросы вашего малыша и постановка их перед ним в различных играх. Ища ответы на вопросы, вы и сами размышляете и малыш размышляет вместе с вами. Платон, Аристотель, Сократ развивали умы своих учеников в беседах с ними. Это и была школа. А в беседе со взрослым ребенок учится думать. Ведь беседуя с ребенком, вы помогаете ему ориентироваться в себе самом, в человеке и природе, в жизни, во второстепенном и главном, в следствиях и причинах, в будущем, настоящем и прошлом. С четырех-пяти лет с ребенком непременно нужно беседовать и играть. Беседы должны носить более глубокий характер. Ведь как беседуют, так и будет развиваться ум.
Благоприятны в особенности условия для развития умственных способностей ребенка и продоления задержки в возрасте от трех до пяти лет, в период "раскрытого" мышления. Когда ребенок произносит мысли вслух и сам задает себе вопросы и сам же отвечает на них. Слушая как он рассуждает, разговаривая с самим же собой, родители получают прекрасную возможность отслеживать развитие его ума, знать о чем мыслит их малыш и вступая в подобный "разговор", смогут фиксировать и углублять мышление ребенка. С пяти лет подобное мышление уходит, ребенок начинает думать "про себя". Но и после этого, когда ему уже исполнится пять-пять с половиной лет, родители в беседах с ребенком побуждают его мыслить вслух. К примеру, обсудить в игре с ним, к примеру шахматной, свои дальнейшие события, мотивы, планы и цели.
Почему игры? Больше всего вопросов как раз и возникает в игре. Для ребенка игра - сама жизнь. Ведь в ней он познает себя, других. Сама игра учит и лечит, готовит к детскому саду и школе. В ней все постигается охотно и эмоционально, прочно и естественно. Увлеченность воспитателя является единственным путем к тому, чтобы увлечь ребенка, особенно отвлекаемого и тем более с задержкой умственного развития. Необходимо поощрять игры с однолетками, так как психофизические потенции малыша проявляются и развиваются больше всего в игре с равными. В дошкольном возрасте игра истинная, не бестолковая и бесцельная толчея, важнее обучения. Дети, воспитанием умственных способностей которых никто не занимался, но игравшие со сверстниками во дворе большого дома или за деревней, не уступали учебе и достижениях тем, кого воспитывали гувернантки и педагоги.
Иногда ребенок учится читать раньше, нежели думать, И получая готовую информацию из книг, не будучи готов к истинному сопереживанию, сам начинает интересуясь сюжетом, действием прагматизироваться и в итоге воспринимать саму жизнь, как потребитель. Отсюда берет начало роботизация и формализованность. Так можно получить профессию без должного развития важных начал. Врачи без человечности, инженеры без творческого начала.
Очень важно развивать трудолюбие в маленьком человеке. Ведь не может быть правильного умственного воспитания, а тем более борьбы с задержкой умственного развития без воспитания самого трудолюбия. Порой непосильны попытки родителей по преодолению задержки умственного развития. Иногда, это не один год тщательного и изматывающего труда. И если задержку в развитии не удается преодолевать, то от затраченного усилия останется единственное, но очень необходимое ребенку - привить трудолюбие. Истинный умный ребенок - трудолюбив. Умный лентяй - нонсенс. Это лишь кажущийся ум, словно медь под золото. Для ленивого неизбежно верхоглядство и истерическая претензия на ум. Точно также мы не встретим трудолюбивого и одновременно отвлекающегося регулярно по собственной воле человека. Без воспитания трудолюбия нельзя преодолеть задержку умственного развития, либо предупредить её.
Коррекция при задержке умственного развития
Не спешите, продвигая задерживающегося по пути умственного развития ребенка. Еще несколько веков назад, сам Руссо замечал: "Чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро". У каждого ребенка свой срок и свой час постижения. Что к одному малышу приходит в пять лет, у другого наступает в шесть. Самое важное - надлежащим образом подготовить вашего ребенка к школе. Вот и сейчас необходимо терпеливо идти к этому часу. Вести к уму, но к уму живому, истинному. Каждого ребенка по-разному.
Если ребенок отстал в умственного развитии, не нужно торопиться с переводом его в следующую группу детского сада. Не нужно задерживать такого ребенка в младшей по возрасту группе. Если он не посещает дошкольные учреждения, игра на равных получится у него лишь с младшими детьми, так пусть он играет с ними. Он непременно встретиться со сверстниками в свое время, когда ощутит себя уже более или менее своим среди своих.
При очевидной задержке умственного развития - ребенка желательно задержать дома, не торопясь со школой. В противном случае, могут быть последствия со стороны сверстников, в виде унижений, обид. Сам ребенок может испытывать закомплексованность или трудности. Но терять этот год нельзя. Дети должны учиться на дому, постигая те же науки. Непременно, постепенно знакомиться с детьми - новыми и более взрослыми. Приобретать навыки общения.
При задержке умственного развития порой применяют стимулирующие и укрепляющие нервную систему препараты, улучшающие кровоснабжение головного мозга. Крапиву двудомную, в виде отвара. Экстракт элеутерококка. Маточкино молочко пчел. Здесь необходима консультация лечащего врача. В каждом отдельно взятом случае, лекарства следует подбирать индивиндуально.
Витамины группы В, особенно витамин В6. Лесная земляника и черника. В самом питание желательно использовать бобовые и цветную капусту. Также важны ноотропы - группа препаратов, которые также нуждаются в назначении доктором.
Добавить комментарий